Система бухгалтерского учёта трансформируется, вводятся новые нормы и требования, а специалисты «на местах» обычно заняты текущей работой, маневрируя в изменяющейся реальности, пытаясь не нарушить ни старые, ни новые правила.
Откладывать «на потом» уже не получается, так как близится к окончанию очередной финансовый год, применение нововведений в котором стало обязательным.
Представляем Вашему вниманию серию статей о том, как, не нарушая закон, облегчить жизнь практикующему бухгалтеру и снизить трудозатраты сотрудников.
Часть 1. Как избежать обязательной проверки запасов на обесценение. (Часть 2)
Введение с 01.01 2021 года в действие ФСБУ 5/01«Запасы» требует от нас обязательной проверки запасов на обесценение, как минимум раз в год – по состоянию на 31 декабря, и в случае необходимости - создания соответствующего резерва. Оценочные резервы нужны, чтобы не завышать в балансе стоимость активов.
По общему правилу на каждую отчетную дату надо заново оценивать имеющиеся запасы (п.28-.30 ФСБУ 5/2019»). Делать это по наименьшей из двух величин:
- или по фактической себестоимости запасов;
- или исходя из чистой стоимости продажи запасов.
Очевидно, что это процесс нелегкий, и потребует от специалистов немало времени и сил.
Однако требования об обязательной проверке на обесценение абсолютно всех запасов нет. Вот тут и можно подумать, а надо ли это делать конкретно вашей организации и, если надо, как справиться без лишней работы.
Концепция зависит от особенностей деятельности предприятия и положений учётной политики.
Вариант 1.
Проверьте, можете ли Вы вести упрощённый бухгалтерский учёт.
Проверять запасы на обесценение и создавать резерв при снижении их стоимости ниже балансовой обязаны все компании, кроме тех, кто может вести упрощённый бухучёт.
Вариант 2.
Используйте требование о рациональности бухучёта.
Если предприятие имеет небольшую номенклатуру запасов, то отказаться от проверки на их обесценение можно на основании требования о рациональности бухучёта, если суммы обесценения несущественны с точки зрения информации для пользователей. Пропишите это в учётной политике (п.7.4ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»).
Вариант 3.
Отразите признаки, механизм проверки запасов на обесценение.
Тем же, для кого обесценение запасов может быть существенным, имеет смысл:
- либо зафиксировать в учётной политике признаки обесценения запасов,
- либо прописать механизм их проверки на обесценение.
К примеру, проверять на обесценение только запасы, находящиеся на балансе организации свыше 180 дней или 12 месяцев. Либо выбрать группы запасов, обесценение которых может быть существенным, и проверять только их. В отношении запасов, приобретенных в прошлом отчётном периоде, можно применить такой критерий, как уровень инфляции.
Допустим, если уровень инфляции за отчётный год составляет более 10% (или другой процент), то переоценка запасов, приобретённых до 01 января отчётного года не производится в связи с тем, что чистая стоимость продажи с учетом уровня инфляции на отчетную дату будет выше фактической себестоимости.
Учитывая, что инфляция в нашем государстве - это процесс почти постоянный, использование такого подхода позволит избежать необходимости ежегодной проверки запасов на обесценение.
Для подтверждения фактической стоимости запасов, приобретённых в прошлых периодах, может быть проведена выборочная инвентаризация чистой стоимости продажи запасов на усмотрение руководства.
Вариант 4.
Убедитесь, что цена готовой продукции выше себестоимости.
Кстати, поскольку теперь НЗП - запасы, их тоже вроде бы надо проверять на обесценение. Но на самом деле, если принимать во внимание принципы МСФО, не надо обесценивать ни сырье, используемое для производства продукции, ни остатки НЗП, если готовая продукция продаётся по цене выше себестоимости. А это условие практически всегда соблюдается, иначе нет смысла такую продукцию выпускать.
В любом случае свой выбор надо обосновать с экономической точки зрения и закрепить его в учёной политике.