Предприятия с доходом до 800 млн.рублей в год имеют право вести упрощенный бухучет, но большинство бухгалтеров даже не знают об этом! В результате собственник каждый день переплачивает за бухгалтерские услуги, которые не нужны его бизнесу, и теряет возможность исправлять ошибки прошлых периодов как несущественные. Но это можно изменить! Достаточно только разобраться в текущей учетной политике и внести корректировки.
Кто имеет право на упрощенный бухучет?
Если ваша компания не подлежит обязательному аудиту и соответствует критериям СМП (субъекта малого предпринимательства, п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), то, значит, вы можете снизить расходы. Знание всего трех пунктов приблизит вас к рациональному ведению бизнеса:
- Средняя численность работников не превышает 100 человек.
- Размер полученных доходов от предпринимательской деятельности не более 800 млн руб. в год
- Доля в уставном капитале организации, не СМП, не превышает 49%, доля гос., обществ., религ., НКО не более 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся органами ФНС в Единый реестр на основании ежегодной отчетности.
Трудности по незнанию. Пример из практики.
Главный бухгалтер компании заявила о необходимости перезаключения всех договоров аренды с долгосрочных на краткосрочные. Причина – требование в новом ФСБУ «Основные средства и аренда».
Объем работы для собственника бизнеса огромный - 16 договоров + риски потери помещения из-за краткосрочной аренды. Владелец недвижимости может отказать в продлении договора. В таком случае рычагов воздействия на него практически нет. Неужели нужно так рисковать из-за требований ведения бухучета?
На самом деле все оказалось гораздо проще. Предприятие принадлежит к СМП, но бухгалтер не знает об этом. Получается, бухгалтер требовал соблюдения норм, которые не имеют к данному виду бизнеса никакого отношения.
Какие правила и федеральные стандарты бухучета можно НЕ применять малому бизнесу?
Все возможности упрощения бухучета раскрыты в Информации Минфина России № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
Необязательными являются:
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»(если организация не является эмитентами публично размещаемых ценных бумаг)
- ФСБУ 5/2019 «Запасы» (если организация является микропредприятием)
В отношении следующих стандартов допускаются упрощенные способы отчетности:
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Как перейти на упрощенный бухучет?
Процедура проходит в несколько шагов. Вы можете выполнить их самостоятельно или пригласить наших специалистов для быстрого решения задачи.
Сначала необходимо определить, соответствует ли предприятие критериям СМП. Как это сделать мы рассказали выше, а затем:
- Проанализировать учетную политику, этапы хозяйственной деятельности
- Исключить процессы, которые не влияют на достоверность финансовых показателей.
- Внести изменения в учетную политику, утвердив их приказом.
В результате у предприятия появляется возможность:
- Снизить затраты на содержание штата:
- Главный бухгалтер больше не нужен. Вести учет становится легче, поэтому можно нанять специалистов с более низким уровнем компетенций. Только на заработной плате главбуха можно экономить до 100 000 рублей ежемесячно.
- Всего несколько специалистов вместо целого отдела. Отчетность сокращается, в результате можно сдавать всего 2 формы. Показатели объединяются по группам статей, а не по каждой, что снижает количество строк баланса. Счетов тоже становится меньше и вести учет можно в обобщенном виде. Появляется возможность использовать кассовый метод учета доходов и расходов. Для обработки такого объема информации достаточно всего несколько специалистов, а это экономия от 20 000 до 40 000 рублей на одной штатной единице.
- Получить поле для маневров – варианты применения и выбор перечня – ваше право, а не обязанность. Можно исключить ПБУ и ФСБУ, которые не являются обязательными и вести учет так, как вам это необходимо.
Нужно помнить!
Финансовая отчетность должна давать достоверное представление о положении субъекта предпринимательства для принятия экономических решений. Упрощайте, но не теряйте важную информацию.Аутсорсинг выгоднее собственного отдела бухгалтерии на 40%.
Упрощенный учет можно и нужно отдавать на аутсорсинг. В этом случае предприятие не несет расходы по уплате НДФЛ и прочих платежей при начислении заработной платы, а бухгалтерские услуги может проводить предприятие как "расход" и снижать налогооблагаемую базу. При этом стоимость обслуживания в компании гораздо ниже оплаты труда штатных специалистов, а квалификация на порядок выше. Все дело в том, что над ведением учета работает команда профессиональных бухгалтеров, аудиторов и даже юристов. Мы готовы оптимизировать расходы вашего предприятия на бухучет и оказать услуги полного или частичного бухгалтерского сопровождения.