2 мая 2012 года Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - политика).
Политика содержит оценку итогов реализации Основных направлений налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., а также устанавливает приоритеты Правительства в области налоговой политики на 2013 - 2015 гг. - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сохраняется преемственность основным целям налоговой политики, которыми остаются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
Совершенствование налоговой системы будет осуществляться в том числе по следующим направлениям:
- введение налога на недвижимость;
- введение налогообложения престижного потребления, имея в виду индексацию ставок налога на недвижимость в отношении объектов недвижимого имущества, с установлением максимальной ставки налога в отношении таких объектов, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 100 млн. рублей, а также индексацию ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. и других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя.
Остается интригой перечень регионов, на которых будет «обкатываться» новый налог.
Согласно концепции реформирования налоговой системы, введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость. Проектом федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено установление местного налога на недвижимость, который должен был заменить для налогоплательщиков налог на имущество физических лиц, а также земельный налог в части налогообложения установленных объектов. Этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении 10.06.2004. Однако больше слушаний по данному законопроекту не проводилось.
В очередной раз в 2014 году власти обещают ввести налог на недвижимость, который будет рассчитываться исходя из ее кадастровой стоимости, близкой к рыночной. Дата введение данного налога неоднократно переносилась. Звучали 2012, и 2013 гг.
Предполагается, что налог будет вводиться постепенно, по мере готовности муниципалитетов, - до 1 января 2018 года.
Согласно предложениям министерства финансов, налог будет устанавливаться исходя из суммарной кадастровой стоимости объектов недвижимости. Если суммарная кадастровая стоимость недвижимости не превышает 300 миллионов рублей, ставка налога, не должна превышать 0,1% - в отношении жилья, 0,5% - в отношении иных зданий, 0,3% - в отношении земель сельхозназначения, дачных участков и земель, приобретенных для личного подсобного хозяйства. Ставка налога для прочих земель составит 1,5%.
Несмотря на постоянные заявления федеральных властей о введении единого налога, запускать новое фискальное правило все-таки еще рано. Новые ставки рассчитывались только на примере 12 регионов из 83, сама кадастровая оценка хоть и завершена, но состав объектов во многом основывался на данных БТИ, куда входит масса ненужных объектов вплоть до сараев, есть сложности с увязкой объекта налогообложения с правообладателем. Учитывая вышеизложенное, можно посоветовать внимательно следить за результатами кадастровой оценки объектов недвижимости, и в случае ее завышения оспаривать ее результаты, вплоть до суда.
Исходя из мировой практики многолетнего применения налога на недвижимость и вне зависимости от характера его оценки и восприятия на территории РФ, можно говорить о неизбежности его введения. Остается лишь вопрос о сроках и благоприятности тех условий, на которых он будет введен.
Проскурина Ольга Васильевна, руководитель направления