На этот вопрос был дан ответ Судебной Коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 12 июля 2022 г. № 78-КГ22-12-К3.
В соответствии с обстоятельствами по данному делу военный прокурор потребовал обратить в доход государства недвижимость, приобретенную должностным лицом Азизяном Ю.С. Как указал заявитель, расходы на покупку данных объектов существенно превысили подтвержденные доходы этого лица и его супруги. Разница несоответствия доходов проверяемого лица и членов его семьи произведённым расходам составила 2 650 683 руб. 89 коп.
Первая, апелляционная и кассационная инстанция частично поддержали доводы прокурора, основываясь на ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона «О противодействии коррупции».
Однако, Верховный Суд отправил дело на новое рассмотрение,ссылаясь на то, что нижестоящие суды не указали, какая норма действующего гражданского законодательства не допускает предварительных расчётов по договору купли-продажи либо заключения предварительного договора купли-продажи, а также того, в связи с чем на ответчиков возлагается ответственность за наличие либо отсутствие денежных средств у контрагента. Кроме того, судебная коллегия указала, что суды не дали надлежащую оценку доводам ответчика, а так же не объяснили, почему обращению в доход государства подлежит именно квартира, а не кладовая или машиноместо.
Указано было и на нарушение норм процессуального права. Так, при принятии искового заявления к производству не был установлен статус прокурора как истца – выступает он как материальный истец, но тогда в исковом заявлении не были отражены какие имущественные или личные неимущественные права прокурора, выступающего от имени Российской Федерации были нарушены, или как процессуальный истец, то в этом случае суду необходимо было привлечь соответствующий орган государственной власти, уполномоченный в силу своей компетенции представлять интересы Российской Федерации.
Напоследок стоит сказать, что данный случай уже не является уникальным. Генеральный прокурор РФ Краснов И.В. в своем докладе на заседании Совета Федерации пояснил, что возросло число инициированных прокуратурой процедур контроля за расходами чиновников. В суды направлено 74 иска о взыскании с них неподтвержденных доходов на сумму более 54 млрд рублей. Благодаря слаженной работе правоохранительных органов в 2021 году на 14 % увеличилось общее количество выявленных коррупционных преступлений. Впервые за последние годы размер добровольно возмещенного, а также арестованного имущества превысил суммы ущерба, причиненного актами коррупции.