По правилу, установленному ФЗ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», физические лица - валютные резиденты России при открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) за рубежом в иностранном банке обязаны представлять в налоговый орган уведомление о данном факте, а также отчитываться о движении средств по данному счету (вкладу).
Вышеуказанное уведомление должно быть подано лицом в налоговый орган по месту учета в течении 1 месяца со дня открытия (закрытия) счета (вклада) или со дня изменения его реквизитов. Отчеты о движении средств представляются ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным. За несоблюдение данных обязанностей законодательством Российской Федерации предусмотрена административная (чч. 2 – 2.1, 6 – 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ) и налоговая ответственность (ч. 1 ст. 119, ст. 122 НК РФ).
Налоговый орган интересно интерпретировал сокрытие информации о счете в незаконную валютную операцию. В июле 2017 г. ФНС России было опубликовано письмо (от 16.07.2017 г. №ЗН-3-17/5523@), в котором налоговики настаивали на том, что кроме административной и налоговой ответственности за неуведомление и непредставление отчетов резидентам также грозит ответственность по административному и валютному законодательству, как за совершение незаконных валютных операций. По мнению ФНС все операции, проведенные по «скрытому» счету, признаются незаконными, даже несмотря на то, что по Закону о валютном регулировании они являлись законными. При этом стоит отметить, что размеры санкций по КоАП РФ и валютному законодательству за незаконные валютные операции гораздо выше, в отличие от обычного нарушения порядка открытия и ведения счета, и устанавливаются в процентном соотношении от суммы проведенной операции.
Тем не менее в скором времени ФНС поспешила исправить допущенную ошибку и письмом от 05.09.2017 г. №ОА-3-17/5973@ пояснила, что наличие «скрытого» счета не означает, что совершенные по такому счету операции являются незаконными. Данный факт только дает повод для налогового органа произвести проверку операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. Соответственно, только по итогам такой проверки операции могут быть признаны незаконными и наложены штрафные санкции, как по НК РФ, так и по валютному законодательству.
Стоит отметить, что в связи с подписанием Россией Международного соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией (вступит в силу в сентябре 2018 г.), к которому на данный момент присоединились уже 80 юрисдикций, налоговые органы смогут узнавать информацию о «скрытых» счетах самостоятельно от тех же контролирующих (фискальных) органов иностранных государств или зарубежных банков дружественных стран.
Также обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2018 года статус валютного резидента изменился, и теперь требования закона к порядку открытия счетов в иностранных банках, проведения по этим счетам операций и представления отчетов о движении средств по ним не будут применяться к российским гражданам, проживающим за границей в совокупности более 183 дней в течении календарного года, независимо от количества въездов на территорию РФ в году.
06.03.2018
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, партнер "JBI Group"