Россия присоединилась к многостороннему международному соглашению компетентных органов стран мира об автоматическом обмене финансовой информацией (Соглашение) 12.05.2016 г. в рамках форума Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налоговому администрированию в Пекине.
Принципиально меняются условия получения налоговыми органами информации о налогоплательщиках. Ранее Россия могла получить информацию от зарубежных налоговых служб только по обоснованному запросу. Теперь восемьдесят государств теоретически готовы представлять российским налоговым органам сведения, ранее считавшиеся надежно сокрытыми за завесой банковской тайны. Количество таких государств будет расти.
Соглашение предусматривает, что собранная информация подлежит передаче иностранными налоговыми органами не позднее девяти месяцев после окончания каждого года. Таким образом, можно предположить, что информация об активах, имеющихся у налогового резидента России за рубежом по состоянию на конец 2017 года, станет доступной российским налоговым органам в сентябре 2018 года.
Соглашение вместе с Конвенцией ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая была ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 2014 года, является международно-правовой основой для реализации автоматического обмена информацией на базе Единого стандарта отчетности (CRS). Стандарт был разработан ОЭСР и поддержан странами-членами «Группы двадцати» (G-20).
На 12.05.16 г. Россия стала уже 81 юрисдикцией, присоединившейся к Соглашению.
В соответствии с подписанным соглашением, планируется, что начиная с 2018 года, Россия будет получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов от иностранных налоговых органов. Сведения будут включать данные о различных видах инвестиционного дохода, в том числе дивидендах, процентах, средствах, вырученных от продажи финансовых активов, информацию по остатку на счете и платежах, совершенных с использованием счета. При этом Россия будет передавать такие же сведения об иностранных налоговых резидентах в соответствующие страны.
Среди стран, подписавших Соглашение, присутствуют такие страны как Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Великобритания, Гонконг, Китай, Латвия, Кипр, а так же традиционно низконалоговые государства, как Сейшельские и Британские Виргинские острова, Белиз.
Налоговые органы стран, подписавших Соглашение, договорились о том, что финансовые организации этих государств, (в рамках Соглашения признается организация, осуществляющая деятельность по хранению и управлению финансовыми активами, способными приносить доход, то есть это могут быть коммерческий банк, финансовый брокер, трастовый управляющий и управляющая компания, страховщик или инвестиционная компания), изучив состав, должны определить среди своих клиентов лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранных юрисдикций и предоставить информацию о них налоговым властям соответствующего государства.
Последствием автоматического обмена станет выявление налоговыми органами Российской Федерации информации о личных счетах российских граждан, открытых в иностранных банках, а так же о российских гражданах владеющих или участвующих в иностранных организациях, информация о которых по тем или иным причинам не была предоставлена налоговым органам, как этого требует российское законодательство. Эта информация может послужить поводом для проведения контрольных мероприятий.
Однако существует мнение, что даже после подписания Соглашения многие страны могут остаться закрытыми для российских налоговых органов. Для того чтобы Соглашение заработало одного его подписания мало. Вместе с подписанием Соглашения государство должно согласовать через ОЭСР список стран, с которыми оно хочет вести автоматический обмен. Если в аналогичных списках таких стран будет Россия, то соглашение вступит в силу для России и такого государства-партнера.
Кроме того, существует фактор санкций. Можно предполагать, что страны, которые ввели санкции против России, могут не захотеть делиться с ней столь важной информацией на данном этапе.
Подводя итог, можно сказать, что происходящие изменения в плане обмена налоговой информацией между странами должны подвигнуть владельцев иностранных счетов и компаний задуматься о структуре владения и возможных изменениях существующих схем. Надо оценить налоговые последствия бизнеса, организованного за границей, тщательно и своевременно подготовиться к началу автоматического обмена. Оценить, какая информация попадет к налоговым органам, как они могут ее интерпретировать и какие вопросы могут в этой связи появиться.
Ольга Проскурина, руководитель направления, управляющий партнёр
По состоянию на 15.07.2016 г.