Не секрет, что в последнее время в большей степени, чем всегда, государственные органы озабочены вопросом наполняемости бюджетов разных уровней и изыскивают возможности для доначислений и штрафов. На этом фоне, имеет место упорядочение и ужесточение законодательства, направленного на выявление конечного получателя дохода.
На сегодняшний день законодательством предусмотрены две формы предоставления информации о конечном собственнике (бенефициарном владельце) юридического лица. Это предоставление информации по запросу уполномоченных органов и раскрытие соответствующей информации в отчетности юридического лица.
Основной документ, которым установлена обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, принять меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений и раскрывать ее – это Федеральный закон от 07.08.2001 (в ред. от 29.07.2017 г.) N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ст. 6.1, а так же недавно принятое Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 "Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах…, по запросам уполномоченных органов государственной власти".
Если юридическое лицо нарушит любую из этих обязанностей, ему будет грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей по ст. 14.25.1 КоАП РФ.
Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ФЗ №115-ФЗ, ст. 6.1).
Особо хочется обратить внимание, что юридическое лицо должно принять все зависящие от него меры, чтобы собрать сведения о бенефициарных владельцах, хотя законодательство не конкретизирует перечень методов сбора информации. Сведения о бенефициарных владельцах следует выяснять любыми доступными способами. Срок, до истечения которого следует идентифицировать бенефициаров и принять меры по установлению в отношении их требуемых сведений, законодатель не определяет.
Хотя закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся организации в любом случае. По запросам она обязана представлять именно документарно подтвержденные сведения.
Запросить информацию о бенефициарных владельцах и принятых мерах по розыску данных о них у организаций могут- ФНС, Росфинмониторинг и их территориальные подразделения. Но, дела об административных правонарушениях в этой области, помимо этих органов, вправе возбуждать еще и Банк России, а рассматривают такие дела суды.
Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 уточняет порядок предоставления информации по запросам уполномоченных органов, а именно:
- перечень информации, предоставляемой юридическими лицами по запросам государственных органов;
- требования к порядку формирования и направления запроса;
- сроки направления ответов на поступившие запросы, а также порядок и сроки направления откорректированных сведений в случае обнаружения ошибок или неточностей в ранее направленных сведениях;
- порядок и форма направления ответа на запрос;
- состав документов, направляемых в ответ на запрос;
- основания для отказа в приеме электронного сообщения, направленного в ответ на запрос, а также обязанности юридического лица при получении уведомления об отказе в приеме ответа на запрос.
При поступлении запроса сведения нужно будет представить в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Сам запрос может быть представлен как в электронной форме по ТКС, так и на бумаге. Если юридическое лицо решит уточнить информацию, сделать это потребуется не позднее трех рабочих дней со дня обнаружения ошибок.
При отказе в принятии электронного сообщения, необходимо будет устранить недочеты и в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления направить сообщение вновь.
Следует обратить внимание, что организация обязана представить не последние известные ей сведения, а данные, актуальные на дату, которая указана в запросе.
Вторая форма предоставления информации, предоставление соответствующей информации о своих бенефициарных владельцах в отчетности компании.
До 13 февраля следующего года уполномоченные органы должны утвердить формы своих требований, после чего механизм заработает в полной мере. Он также позволит контролировать исполнение компаниями сопутствующих требований - выяснять, актуализировать и хранить сведения о своих бенефициарных владельцах.
На сегодняшний день практика применения вышеуказанных норм еще не устоялась, и как будут трактоваться формулировки закона и подзаконных актов большой вопрос.
И хотя, на первый взгляд, принятие законодательных актов, направленных на раскрытие юридическими лицами сведений о своих бенефициарных владельцах, не является мерой, направленной на прямое пополнение бюджета, отсроченные или отдаленные последствия для компаний, их должностных лиц и бенефициарных владельцев возможны, а иногда могут быть неизбежны. Один из таких рисков – риск доначисления налогов на дивиденды.
Учитывая вышеизложенное, не стоит откладывать сбор и ежегодную актуализацию информации о бенефициарных владельцах компании на потом. Начать собирать информацию надо было еще "вчера".
Ольга Проскурина, Управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт"
16.11.2017 г.