В Госдуме ещё с конца 2022 г. на рассмотрении находился законопроект № 263208-8 о введении уголовной ответственности для организаторов площадок по продаже «бумажного» НДС. Только 12 ноября законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации.
Законопроект, как следует из Пояснительной записки, направлен на заполнение пробела в уголовном законодательстве, связанного со сбытом налоговых документов. Авторами законопроекта отмечается, что схема преступной деятельности организаторов «бумажного» НДС заключается в том, что злоумышленниками приобретаются и продаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. С одной стороны, данные документы, используемые для целей налогообложения, не являются официальными документами по смыслу ст. 327 УК РФ, а с другой – в соответствии со статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, не предусмотрена ответственность за противоправную деятельность, связанную с осуществлением юридически значимых действий от имени фиктивных организаций.
После проведённых чтений в законопроект были внесены некоторые поправки и принят он был со следующими ключевыми положениями.
1) Уголовная ответственность будет предусмотрена именно за организацию деятельности по представлению в налоговые органы и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчётов).
Добавление к изначальному тексту проекта формулировки «организация деятельности», как представляется, должно отгородить от уголовной ответственности по данному составу добросовестных предпринимателей, а также разграничить его с иными существующими составами налоговых преступлений. Однако не ясно, что именно будет пониматься в данном случае под «организацией деятельности» и кто будет являться субъектом уголовной ответственности. Введённая формулировка достаточно размытая.
2) Сбыт и (или) представление документов происходят от имени юр. лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путём.
3) Такие деяния должны быть сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Под крупным размером в соответствии с прим. ст. 170.2 УК РФ будет пониматься сумма, превышающая 3,5 млн.руб. Но из чего появляется указанная сумма? В данном случае «доход» можно толковать и как полученное неким «организатором» вознаграждение за оформление фиктивных документов, и как фактический ущерб, причинённый бюджету из-за неуплаты НДС (не сформированный источник вычета НДС), и как сумму убытков, причинённых покупателю этого «бумажного НДС». Пристального внимания также заслуживает вопрос о расчёте дохода при наличии длинных цепочек передачи подложных документов, когда «бумажный НДС» организован через нескольких лиц. На основании существующего законопроекта ответить на него невозможно.
Стоит упомянуть, что в процессе обсуждения проекта в первом чтении его авторы особо акцентировали внимание на том, что извлечение крупного дохода никак не связано с ущербом государству, чем и отличается новый состав от уже существующих налоговых преступлений (ст. 198 и 199 УК РФ).
В результате внесённых поправок из диспозиции нормы исчезла формулировка: «если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям», в том числе после замечания профильного Комитета Государственной Думы о том, что «уклонение от уплаты налогов, а также незаконное получение налогового вычета влечет за собой причинение ущерба прежде всего соответствующему бюджету, а не гражданам или организациям».
4) Лицо, впервые совершившее такое преступление без квалифицирующих признаков (вторая части новой статьи), освобождается от уголовной ответственности, если возместит ущерб в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ.
Кому будет происходить возмещение ущерба, ещё один значимый вопрос: лицу, которому были проданы фиктивные документы, или лицу, которое приняло такие документы к своему налоговому учёту, или бюджету? Исходя из логики авторов законопроекта, вводимый состав преступления никак не связан с бюджетом как таковым, поэтому, логично предположить, что налоги возмещать в бюджет не нужно.
С учётом многолетних усилий законодателя пресечь «разрывы» по НДС, а также с учётом нововведений в НК РФ в 2025 г. в части распространения обязательства по уплате НДС на плательщиков УСНО, итоговое принятие закона Государственной Думой не является неожиданностью, однако по приведённым выше причинам к вводимому составу преступлений очень много вопросов.
Статья подготовлена при участии младшего юриста JBI Group Пилипенко Никита Витальевич.