Приостановить расходные операции по счету юридического или физического лица имеет право Финмониторинг, Налоговая служба или лично банк. Сегодня рассмотрим действия банка.
Блокировка счета самими банками сейчас особо распространенное явление. В связи с тем, что Центробанком были ужесточены требования к финансово-кредитным организациям, начиная с 2016 года регулятор стал активно отзывать лицензии у организаций, деятельность которых не соответствовала положениям ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее ФЗ 115). Почти все банки, опасаясь отзыва лицензии, стали более пристально проверять проводимые на счетах операции, чем часто парализуют деятельность организаций, что ведет к немалым убыткам. При этом у банков нет четкого перечня критериев, по которым определяется степень "подозрительности" проводимой операции.
Так какие могут быть причины приостановки? Это основания, свидетельствующие о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма. В таком случае ограничение на осуществление расходных операций по счету может быть установлено (п. 10 ст. 7, абз. 3, 4 ст. 8 ФЗ 115) на срок до 5 рабочих дней с даты, когда распоряжение клиента об её осуществлении должно быть выполнено.В случае полной блокировки счета, кроме того, что по данному счету нельзя проводить никакие расходные операции, одновременно организация (лицо) вносится в так называемый "черный список" Росфинмониторинга, после чего открыть новый расчетный счет как в своем, так и в стороннем банке уже невозможно – прямой запрет Центробанка для финансово-кредитных организаций.
Заранее обезопаситься от неожиданной блокировки счета можно различными способами:
1. Имейте несколько расчетных ("запасных") счетов в разных банках: во время спора с банком, после остановки расчетных операций по одному из счетов, у вас будет возможность продолжать работу.
2. Операции свыше 600 тысяч рублей необходимо делать максимально понятными и прозрачными для мониторинга (чётко описывайте назначение платежа; если операция не свойственна организации – разъясните банку причину такого платежа). При этом разбивать крупный платеж на несколько мелких банки крайне не советуют, так как это вызывает еще большие подозрения.
3. Снимайте меньше наличных (альтернатива, например, использовать корпоративную карту).
4. Проверяйте надежность контрагентов.
5. Уплачивайте налоги не менее 1% оборота по каждому из счетов: согласно Методическим рекомендациям Банка России (№18-МР от 21.07.2017 г.) банкам поручено обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9%, либо до значений, незначительно его превышающих.
После того как банк приостановил "подозрительные" операции (операцию), он направляет клиенту требование о предоставлении дополнительных документов или информации. Согласно п. 14 ст. 7 ФЗ 115 клиент обязан направить запрашиваемую информацию в сроки, которые обычно устанавливаются в правилах внутреннего контроля конкретного банка (в среднем от 3 до 7 дней).
Теоретически, при наличии признака "подозрительности" в проводимой клиентом операции на расчетном счете, банк должен просто отказать в проведении конкретной операции до предоставления требуемой документации. Однако на практике, в качестве перестраховки, банк блокирует весь счет клиента с момента отправки требования и до обработки ответа.
Главное в данной ситуации начать активно сотрудничать со своим банком, и в первую очередь необходимо выполнить требование законодательства: предоставить все документы и пояснения, запрошенные банком. Четкого перечня таких сведений на федеральном уровне не существует. Каждая финансово-кредитная организация сама определяет какая документация обелит клиента в ее глазах. В данном случае банк опять же руководствуется правилами внутреннего контроля.
При этом с 30 марта 2018 года начали действовать положения Федерального закона от 29.12.2017 г. №470 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ 470) обязывающие финансово-кредитные организации рассмотреть предоставленные клиентом документы и ответить ему не позднее 10 рабочих дней . Ранее эта норма отсутствовала в законодательстве, и многие банки оставляли документы без рассмотрения, а затем чаще всего расторгали договоры с клиентами.
Если уже после предоставления всех необходимых документов банк продолжает вам отказывать в проведении операции или постоянно запрашивает все новые сведения, при том что иногда количество запрашиваемой документации настолько огромно, что просто физически нет возможности обеспечить сбор ее в установленный срок, - главное не уходить в крайности. Не стоит сразу закрывать расчетный счет и уходить в другой банк. Не бойтесь оспаривать действия банка.
Первым делом можно обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Финансово-кредитная организация уже в комиссии обязана мотивировать причины своего отказа в проведении операций. Комиссия должна рассмотреть жалобу в течение 20 рабочих дней и вынести решение, обязательное для банка .
Что касается «черного списка» клиентов, то, в связи с принятием уже указанного ФЗ 470, был урегулирован способ выхода из него. Сейчас после рассмотрения жалобы и документов клиента финансово-кредитная организация, если она отказала после рассмотрения документов, или сам Банк России обязаны сообщать в Росфинмониторинг о том, что спор с клиентом был разрешен в пользу организации. Это является основанием исключения его из данного списка.
Если по результатам рассмотрения жалоб ваши требования не были удовлетворены, то обращайтесь в Арбитражный суд с требованием признать действия банка незаконными. В суде, согласно ст. 65 АПК РФ, банк обязан будет доказать, что у него имелись основания для приостановления операций или отказа в их проведении по поручению клиента. Согласно сложившейся практике банки не любят связываться с судами, так как им крайне тяжело доказать свою позицию. При этом с банка можно также взыскать убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы.
В любом случае нельзя молчаливо соглашаться с действиями банка, т.к. вы рискуете в дальнейшем столкнуть с отказом любого банка открыть вам или вашему юридическому лицу счета.
12.04.2018
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, партнер "JBI Group"