Всем известно, что отношения клиентов с банками не всегда складываются наилучшим образом. Зачастую клиент оказывается в так называемом «чёрном списке» у банков, в который иногда он попадает и по ошибке.Такие списки появились ещё в конце сентября 2017 года и были сформированы Центральным Банком на основе данных, собранных Росфинмониторингом.
Но как же отмыться? Но как же данные попадают к Росфинмониторингу?
Обслуживающий банк сам направляет ему информацию о подозрительных операциях и данных своего клиента. Итак, клиент, будь то физическое или юридическое лицо, попадает в «чёрный список», доступный всем банкам России. Данные действия регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положением ЦБ от 30.04.2018 № 639-П.
Однако, по словам председателя Центрального Банка, нахождение в данном списке - ещё не конец. Это просто предупреждение для остальных банков о том, что данный клиент является неблагонадёжным.
Но почему же тот или иной клиент может оказаться в этом списке? Подробный ответ на этот вопрос дан в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт (утв. Банком России 21.07.2017 N 19-МР) и в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утв. Банком России 13.04.2016 N 10-МР). Итак, согласно данным рекомендациям к признакам неблагонадёжности клиента относятся:
1. Если отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
2. Если с даты создания юридического лица прошло менее 2-х лет;
3. Если деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
4. Если наличные снимаются регулярно - ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
5. Если у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных;
6. Если поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов.
Под неблагонадёжными клиентами понимаются те лица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах.
Так что же делать, если вы попали в такой список? В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. 30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации - обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента. На втором этапе необходимо обратиться в ЦБ с заявлением. Необходимо описать сложившуюся ситуацию в свободной форме указать, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
Если же и на этом этапе ЦБ не примет решение в вашу пользу, тогда остаётся третий уровень защиты – судебный порядок. В зависимости от того, в чем заключался отказ банка, в иске нужно требовать:
• понудить банк заключить договор банковского счета (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2017г. № Ф07-13096/2017);
• обязать исполнить платежное поручение (решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2017г. № А43-4637/2017);
• обязать исполнять договор банковского счета и возобновить обслуживание (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017г. № Ф05-3272/2017 по делу № А40-33535/2016);
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть как положительные решения, так и отрицательные. Так, например, несколько примеров положительной для клиента судебной практики, когда суд удовлетворил иск клиента банка, например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 №№ Ф06-18821/2017, А57-11099/2016). Еще одно постановление Первого арбитражного апелляционного суда 23.08.2017г. по делу № А43-36453/2016 в части обязания публичного акционерного общества «С» снять все внутренние блокировки в отношении генерального директора ООО «Н» Ж и исключить его из внутренних стоп листов.
Но имеет место быть и негативная для клиента практика. Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017г. № № Ф06-27961/2017, А65-10814/2017. ООО «Ю» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ПАО «С» об обязании восстановить банковское обслуживание по расчетному счету по договору банковского счета. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение закона приостановил банковское обслуживание, отказав в предоставлении услуги дистанционного банковского обслуживания без указания мотивов. Судом было установлено, что в целях соблюдения требований Закона о противодействии легализации преступных доходов банком направлен запрос истцу о представлении документов и информации по операциям. Однако истец исполнил запрос банка не в полной мере, не предоставив часть требуемых документов, в связи с чем суд и не удовлетвори его требования.
Таким образом, стоит отметить, что если вы оказались в «чёрном списке» у банков – выход есть, главное точно соблюсти все требования по выходу из него, установленные законом.
07.12.2020