Теперь представители организации (предпринимателя) - физические лица должны подписывать электронные документы с помощью своей подписи - усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) физлица.
В 2022 году ведомство продолжает выдавать подписи в инспекциях и через доверенных лиц ФНС. Доверенными лицами ФНС в соответствии с ее приказом от 04.08.2021 N ЕД-7-24/717@ являются:
-
Публичное акционерное общество "Сбербанк России",
-
Акционерное общество «Аналитический центр».
Перечень удостоверяющих центров, аккредитованных Минцифры, опубликован на сайте ведомства в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров».
Если подпись на руководителя выдал коммерческий удостоверяющий центр, который прошел аккредитацию не ранее 2021 года, подпись можно использовать в течение срока действия, но не позднее конца 2022 года.
Подписи от других коммерческих удостоверяющих центров действовали до конца 2021 года (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше). За переоформлением подписи после 1 января 2022 года можно обращаться только к указанным выше лицам.
Если подпись организации выдала ФНС (то есть владелец сертификата - руководитель), обычные сотрудники не могут законно ею пользоваться. Для заверки служебных документов им нужны личная электронная подпись из коммерческого удостоверяющего центра и доверенность от руководителя. С 1 марта доверенность должна быть машиночитаемой.
ФНС отдельно обращает внимание налогоплательщиков на то, что с 01.01.2022 квалифицированные сертификаты:
- юр. лицам (лицам, имеющим право действовать от имени юр. лица без доверенности), ИП и нотариусам - удостоверяющим центром ФНС (в т.ч. через ее доверенных лиц);
- кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, индивидуальным предпринимателям - удостоверяющим центром Банка России;
- бюджетным учреждениям - удостоверяющим центром Казначейства России;
- физлицам - удостоверяющими центрами, аккредитованными Минцифры.
По поводу бесплатности предоставления данной услуги ФНС можно сказать, что за выпуск ничего платить не нужно, однако по факту нужен специальный токен для записи. В случае применения носителя без встроенного средства криптографической информации, например: Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart – сертификат соответствия ФСТЭК России. В случае применения носителя со встроенным СКЗИ, например: РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ – формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и УЦ ФНС России. Помимо этого перед визитом в налоговую нужно убедиться, что на компьютере есть программа криптозащиты КриптоПро.
Главное, теперь не запутаться во всех этих «если» и «но».
14.02.2022г.