Ситуация, когда в одних случаях отсчёт срока давности в делах об административных правонарушениях идёт от дня совершения нарушения, а в других - со следующего, недопустима, по мнению КС РФ. Поэтому Конституционный Суд в своем Постановлении от 17.05.2022 № 19-П" По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой" обязал законодателя установить единый порядок для исчисления сроков в данном случае.
В случае гражданки О.А. Мельниковой решение о привлечении к административной ответственности было вынесено за пределами срока давности, по мнению Мельниковой, - спустя три месяца и один день, если считать непосредственно от события, как предписывает статья 4.5 КоАП РФ. Однако, ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года, суды утверждали, что "Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения".
Ссылка на данное постановление Пленума, и как следствие, трактовка нормы в части исчисления сроков давности привлечения к ответственности, используются и в других судебных решениях. Например, Постановление Верховного Суда РФ от 02.09.2020 № 4-АД20-11 или Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2021 № 19-АД21-18-К5.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 05.10.2020 № 41-АД20-11 можно так же увидеть, что при совершении длящегося преступления, в соответствии с ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
О.А. Мельникова, обращаясь в Конституционный Суд, основывала свое мнение на том, что возможность двух альтернативных, но не лишенных оснований толкований положения статьи 4.5 КоАП РФ не согласуется с принципами правовой определённости.
Конституционный Суд с ней согласился и указал, что «Неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования, неустранимая даже с помощью разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, неизбежно препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе их применения, создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, выявления в действующем законодательстве одного лишь нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации».
В итоге Суд постановил, что до внесения законодателем соответствующих изменений, срок давности привлечения к административной ответственности для применения ч.1 ст.4.5 КоАП должен исчисляться начиная со дня совершения административного правонарушения.