С 1 октября 2023 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые существенно увеличили штрафы в сфере воинского учёта граждан организациями.
Во-первых, увеличили штраф за непредставление списка, который необходим для первоначальной постановки сотрудника на воинский учёт (ст. 21.1 КоАП РФ). В новой редакции КоАП РФ размер штрафов следующий:
для должностных лиц -от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
для юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Во-вторых, увеличили штраф для работодателей за неоповещение о вызове по повестке для воинского учёта (ст. 21.2 КоАП РФ). Теперь размер штрафов установлен следующий:
для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
для юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В третьих, увеличили штраф за несообщение или несвоевременное несообщение военкомат сведений, необходимых для ведения воинского учёта (ст. 21.4 КоАП РФ). Совершение данного административного правонарушения влечёт теперь наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В связи с вышеуказанными изменениями разумно напрашивается вопрос: какие организации могут оштрафовать, а какие нет?
Вести воинский учёт своих сотрудников обязаны все организации в соответствии с п. 7 ст. 8 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Далее – «Закон о военной службе»). Численность штата значения не имеет. Даже если в компании работает хотя бы один призывник или военнообязанный, фирма должна вести воинский учё1т. Аналогичные требования установлены и в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (см. пп. 6 п. 1 ст. 8).
Но что делать организациям, в которых отсутствует сотрудники, подлежащие воинскому учету? Законодательство до сих пор на этот вопрос не дает прямого ответа. Судебная практика на данный момент также отсутствует.
Однако, если исходить из буквального толкования закона, то выходит следующее: Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о военной службе организации обязаны:
«Направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте…»
«Направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учёте, но обязанных состоять на воинском учёте»
«Вручать гражданам, не состоящим на воинском учёте, но обязанным состоять на воинском учёте, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учёт…»
То есть, при буквальном толковании закона, действующие законодательство возлагает обязанности на организации по ведению воинского учёта только в отношении таких сотрудников, которые состоят на воинском учёте, а также не состоящих, но обязанных состоять.
Следовательно, если штат сотрудников компании состоит из граждан, не подлежащих воинскому учёту, то такой организации не требуется вести воинский учёт. В том числе и из-за того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность организации по сдаче «нулевой» отчётности по воинскому учёту.
Статья подготовлена при участии младшего юриста JBI Group Давтяна Э.А.