С каждым днем все сложнее и сложнее избежать субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве. Законодатель расширяет перечень оснований, и теперь Закон о банкротстве дополнен презумпцией, предполагающей, что невозможность полного погашения требований кредиторов прямо связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ.
Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе, своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п., лишает контрагентов такого должника возможности получения информации, подлежащей публичному раскрытию, вводит их в заблуждение.
Эту информацию, по аналогии с положениями статьи 431.2 ГК РФ, можно отнести к заверениям, но сделанным публично. Поскольку законодатель полагает, что стороны будут вступать (или избегать вступления) в гражданско-правовые отношения, в том числе полагаясь на публичные заверения о себе, то в случае представления недостоверных сведений (непредставления сведений, наличие которых в общедоступных реестрах предусмотрено законом), предоставившая их сторона должна возместить убытки, а в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации (как должностные лица, так и лица, действующие по доверенности), должны нести субсидиарную ответственность. (Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@).
Однако стоит заметить, что в ходе рассмотрения вопроса о применении презумпции, касающейся невнесения информации в единый государственный реестр юридических лиц или единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (либо внесения в эти реестры недостоверной информации), заявитель должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие соответствующей информации (либо наличие в реестре недостоверной информации) повлияло на проведение процедур банкротства. Привлекаемое к ответственности лицо вправе опровергнуть названную презумпцию, доказав, в частности, что выявленные недостатки не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства и наличию убытков.
Если посмотреть в глубь проблемы, в этом есть логика. Возьмем к примеру положение об обязанности уведомить кредиторов путем внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц об обращении взыскания на принадлежащее юридическому лицу недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, а также объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Такое уведомление заставит потенциальных клиентов подумать, а стоит ли с такими "контрагентами" заключать договор? Если вдруг что-то пойдет не так, за счет чего мне удовлетворить свои требования, ведь на ликвидное имущество уже обращено взыскание?
Другим несомненным плюсом является то, что если ваш контрагент, юридическое лицо, упал в банкротство, денежных средств нет, то при отсутствии необходимых публикаций, которые могли бы повлиять на Ваш выбор контрагента, вы можете привлечь руководителя к субсидиарной ответственности и получить удовлетворение своих требований из его личного имущества.
Однако, как показывает практика, даже самое безобидное нарушение в виде недостоверности в адресе может являться самостоятельным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.
Основная сложность заключается в том, что нормы, которые предписывают обязанность публикаций, разбросаны по всем нормативным актам. Поэтому руководителям организаций необходимо регулярно проверять такие риски самостоятельно или обращаться к специалистам.
В заключение необходимо отметить, что в настоящий момент тренд направлен на ужесточение этих норм. Так, например, 12.11.2019 года принят Федеральный закон, который расширяет перечень сведений необходимых к публикации. В соответствии с ним появляется обязанность публиковать на Федресурсе сведения о реорганизации, ликвидации, а также об уменьшении уставного капитала. Таким образом, указанный закон косвенно увеличивает число оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.
19.12.2019
Олег Проскурин, руководитель практики "Банкротство и реструктуризация" Юридической фирмы "JBI Эксперт"