По состоянию на 14.08.2013 г.
Фирменное наименование - наименование, название, имя юридического лица, под которым оно выступает в качестве участника гражданского оборота. Основное назначение фирменного наименования - индивидуализировать юридическое лицо, выделить его среди других организаций, обособить от других субъектов коммерческой деятельности.
1.Какова структура фирменного наименования?
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (обратите внимание, юридическое лицо не обязано иметь сокращенное наименование). При этом необходимо помнить об ограничениях и запретах, устанавливаемых законодателем при включении отдельных слов, обозначений, терминов, аббревиатур и наименований в фирменное наименование.
2.Каким образом юридическое лицо может использовать свое фирменное наименование?
Использовать фирменное наименование можно путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Важно отметить, юридическое лицо-правообладатель не может отчуждать (продавать) либо предоставлять другому лицу право использования данного фирменного наименования.
3.Как регистрируется исключительное право на фирменное наименование?
Использование и правовая охрана фирменного наименования становятся возможными только с момента государственной регистрации юридического лица- правообладателя и включения сведений о фирменном наименовании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом регистрирующие органы (налоговые органы) не проводят проверку фирменных наименований юридических лиц при их регистрации на предмет повторяемости, сходства до степени смешения или тождества с другими ранее зарегистрированными фирменными наименованиями. То есть, велика вероятность, что налоговый орган зарегистрирует фирменное наименование, совпадающее с ранее зарегистрированным. Однако велик риск, что правообладатель, зарегистрировавший свое фирменное наименование раньше Вас обратится в суд, обяжет вас сменить фирменное наименование и взыщет убытки.
4. Как бороться с нарушителем, зарегистрировавшим тождественное или сходное до степени смешения фирменное наименование?
Законодатель устанавливает запрет на использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. А отсутствие экспертизы на сходство при регистрации повышает риск существования юридических лиц со сходным фирменным наименованием и связанных с этим негативных последствий.
Поэтому на практике нередко встречаются случаи, когда заинтересованный в вопросах защиты своего бизнеса предприниматель обращается в суд с иском к нарушителю о запрете использования фирменного наименования и исключении такого фирменного наименования из ЕГРЮЛ.
В таких делах достаточно доказать факт более раннего включения в ЕГРЮЛ фирменного наименования истца, а также доказать факт осуществления аналогичной деятельности.
Проскурин Олег Евгеньевич, руководитель практики по интеллектуальной собственности и электронной коммерции
Мельникова Анна Андреевна, юрист
Сальникова Анастасия Максимовна, юрист