Вы придумали звучное название для своего продукта – "Хрустящий Лимончик", но вдруг получаете претензию от известной кондитерской компании. В этой претензии указано, что ваше название слишком похоже на их бренд, и требуют убрать его из ассортимента. Аналогичная ситуация коснулась нашего Доверителя (сфера гастро-индустрии). Разбираем реальный кейс из практики и рассказываем, как действовать в подобных ситуациях.
Суть претензии:
Крупная компания, производящая кондитерские изделия, заявляет, что Вы нарушаете их исключительные права на товарный знак, так как название вашего продукта ассоциируется у потребителей с их брендом. В претензии требуют не только изменить название, но и выплатить значительную компенсацию (от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. – на основании ст. 1515 ГК РФ).
Аргументы в Вашу пользу:
В рассматриваемом случае, защищая нашего Доверителя, мы привели в ответ на претензию следующие доводы:
1. Название, которое использовалось при продаже продукта, описывает его вкус и внешний вид. «Хрустящий Лимончик» – это логичное название для печенья с лимонным вкусом. Оно не является принципиально новым словом или словосочетанием и не копирует фирменный стиль компании-гиганта, а указывает на рецептуру реализуемого продукта.
В подобных случаях суд может посчитать, что Вы используете не средство индивидуализации, принадлежащие кому-либо, а название определенного блюда/продукта (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2021 № С01-1879/2020 по делу № А63-8862/2020).
2. Отсутствие прямой конкуренции. Кондитерская компания специализируется на шоколаде и конфетах, продавая их крупным оптом. А наш Доверитель выпекает авторское печенье и реализует его в собственной небольшой пекарне. Разные целевые аудитории и каналы сбыта сводят риск смешения у возможного потребителя к минимуму.
3. Название использовалось только в меню пекарни и на ценниках самой продукции. В п. 1 ст. 1515 ГК РФ приведен закрытый перечень контрафактной продукции – сами товары, этикетка и упаковка товара. В свою очередь, меню – это информационный материал для посетителей заведения. А поскольку материальная ответственность предусмотрена только за реализацию контрафактного товара, то размещение названия в меню или в том же прайс-листе не является нарушением гражданского законодательства по смыслу п. 1 ст. 1515 ГК РФ (см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 № 10АП-1413/2017 по делу № А41-49530/16).
Что было сделано?
Наш Доверитель, руководствуясь принципами добросовестной конкуренции, пошел навстречу кондитерской компании и согласился изменить название в меню с «Хрустящий Лимончик» на «Лимонные Хрустики». Это продемонстрировало его готовность к диалогу и отсутствие намерения наживаться на чужой репутации. Таким образом конфликт был урегулирован в досудебном порядке – кондитерская компания отозвала свою претензию.
Подобные ситуации – не редкость в бизнесе.
Важно помнить:
даже если вы уверены в своей правоте, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию с юристом и подготовить соответствующие доказательства (фотографии, документы, свидетельства).
Дисклеймер:
Статья носит информационный характер и не является юридической консультацией. Для получения персональных рекомендаций Вы можете обратиться к профильному специалисту JBI-Group, задав свой вопрос на сайте.