По состоянию на 21.07.2014 г.
Зачастую производители той или иной продукции, конкурентоспособной и довольно востребованной на рынке, считают, что принадлежащие им права на продукцию в достаточной степени защищены от подделок, контрафакта и других недобросовестных действий. Основанием такой защиты, по их мнению, служат уникальные технические условия на продукцию и свидетельство о государственной регистрации, выданное Роспотребнадзором - иного, как им кажется, не требуется. С этими документами производители строят далеко идущие планы, вплоть до организации франчайзинговой сети, а их аргументы укладываются в короткий тезис – технические условия на продукцию это наша охраняемая законом интеллектуальная собственность. Но так ли это на самом деле?
С одной стороны, роль технических условий в защите интеллектуальных прав производителя очевидна, ведь они содержат в себе набор уникальных характеристик и методик производства, которые позволяют выделить продукцию из общего ассортимента на рынке товаров и обеспечить ее конкурентоспособность. С другой же стороны, самостоятельную защиту интеллектуальных прав технические условия все-таки не обеспечивают, поскольку не подходят ни под один из видов интеллектуальной собственности, поименованных в Гражданской кодексе (ГК). Решение, на наш взгляд, следует искать в нормах ГК, посвященных интеллектуальной собственности.
И действительно, анализ статьи 1465 ГК показывает, что упомянутый нами набор уникальных характеристик и методик производства, содержащихся в технических условиях, может являться для производителя секретом его производства (ноу-хау), который, в свою очередь, подлежит правовой охране как самостоятельный объект интеллектуальной собственности. То есть технические условия является носителем одного из видов интеллектуальной собственности – секрета производства (ноу-хау).
Но для квалификации секрета производства (ноу-хау) в качестве такового необходимо выполнить условие, предусмотренное Гражданским кодексом. Таким условием, согласно статье 1465, является режим коммерческой тайны, введенный производителем на своем предприятии.
Вопросам коммерческой тайны посвящен отдельный Федеральный закон от 29.07.2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», согласно статье 1 которого, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).
Режим коммерческой тайны считается введенным на предприятии после принятия обладателем ноу-хау всех мер, перечисленных в статье 10 данного закона, а именно:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Реализация указанных мер предполагает подготовку таких документов, как положение о режиме коммерческой тайны, договоры с работниками о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, журналы учета лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, приказы о введении режима коммерческой тайны на предприятии и распространении данного режима на ту или иную информацию, а также иных документов. Состав документации определяется в каждом конкретном случае в зависимости от характера информации и масштабов предприятия, но всегда эти документы должны в обязательном порядке обеспечивать принятие мер, перечисленных в законе.
Выполнение указанных мероприятий является основанием для признания информации, содержащейся в технических условиях самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, обладателю которого принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.
Право использования секрета производства (ноу-хау) предоставляется третьим лицам (лицензиатам) на основании лицензионного договора, действие которого может быть ограничено определенным сроком и распространено на конкретную территорию. Лицензионным договором также может быть предусмотрена ответственность лицензиата, в том числе в виде денежной компенсации, за нарушение установленных договором правил использования секрета производства.
Исключительное право на секрет производства (ноу-хау) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание, то есть обеспечивается режим коммерческой тайны на предприятии производителя.
Особенностью и даже преимуществом данного вида интеллектуальной собственности является отсутствие требований о его государственной регистрации (в отличие от прав на товарный знак, изобретение, промышленный образец и др.) Каждый производитель вправе сам определять какие из сведений, которыми он обладает, составляют для него коммерческую тайну, а какие нет.
Режим коммерческой тайны в целом призван совершенствовать коммерческую политику предприятия, организуя ее в соответствии с возможностями законодательства. Технические условия, содержащие ноу-хау, позволяют включить в оборот дополнительный актив, имеющий статус интеллектуальной собственности, правовая охрана которого будет обеспечена законами государства.
Выполнить весь комплекс мероприятий по введению режима коммерческой тайны и надлежащим образом легализовать принадлежащие вам ноу-хау помогут юристы, имеющие квалификацию и опыт работы в области защиты интеллектуальных прав.
Евгений Лёгенький, юрист ЮФ «JBI Эксперт»
Олег Проскурин, руководитель практики по интеллектуальной собственности и электронной коммерции КГ «JBI Group»