С 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу 265-ФЗ от 02.08.2019г. с большим блоком изменений в Закон о валютном регулировании (далее - Закон).
Что мы потеряли?
1. Свободу без налогов осуществлять операции с ценными бумагами за рубежом.
Теперь требования о подаче уведомления в налоговую об открытии счёта за рубежом, а также отчета о движении денежных средств по такому счету, распространяется и на «брокерские счета». В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов счета (вклада) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, необходимо подать сообщение в налоговый орган.
Что мы приобрели?
1. Минус один отчёт, но для ооочень скромных граждан.
Физические лица – валютные резиденты не представляют отчеты о движении средств по зарубежному счету, если организация, в которой открыт счет, расположена на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство осуществляет обмен информацией. Однако освобождение действует, если общая сумма зачисленных (списанных) средств не превышает 600 000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
2. Появились новые разрешенные валютные операции для физических лиц.
Теперь без каких-либо ограничений физические лица могут зачислять денежные средства на счета, открытые в банках на территории государств – членов ОЭСР или ФАТФ, полученные от нерезидентов.
Появилась возможность зачисления выручки от продажи драгоценных металлов на иностранный счет, а также от реализации товаров (выполнения работ, оказания слуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, но только от физических лиц – валютных резидентов с российских банковских счетов и, если получатель средств проживает за пределами России в совокупности более 183 дней в году.
3. Изменены основания для репатриации валютной выручки.
Сейчас предусмотрены жесткие правила репатриации в валютном законодательстве – организация должна обеспечить поступление денежных средств от экспорта в установленный срок на свой банковский счет. В соответствии же с новой редакцией закона требования о репатриации не будут применяться в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами, если в соответствии с такими контрактами сумма обязательств и расчеты определены в рублях. Отмена репатриации на этих условиях будет поэтапная: на несырьевой экспорт отмена обязательства по репатриации валютной выручки распространяется с 2020 года, на сырьевой экспорт - в следующем порядке: с 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта; с 2021 г. — в отношении не более 30%; с 2022 г. — в отношении не более 50%; с 2023 г. — в отношении не более 70%; с 2024 г. — в отношении всей суммы контракта.
Отмена обязательства по репатриации тем не менее не касается внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу нерезидентам лесоматериалов.
Напомним, что эти нововведение не является неожиданностью. В силу Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25 января 1988 года) в 2016 году Россия подключилась к многостороннему Соглашению об обмене информацией между компетентными органами (MCCA).
Согласно данному соглашению организации финансового рынка стран-участников Конвенции от 1988 года обязаны запрашивать, собирать, анализировать и передавать в уполномоченные органы информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а именно о том, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору.
В соответствии с действующими положениями Налогового Кодекса России организациями финансового рынка кроме банков, являются в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, а также управляющие по договору доверительного управления имуществом (ст. 142.1 НК РФ).
Закон о валютном регулировании был приведен в соответствие с Конвенцией 1988 года и НК РФ уравняв обязанности по порядку «информирования» об открытии (закрытии) банковских счетов и движение средств по таким счетам, со счетами в «иных организациях финансового рынка, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах лица либо прямо или косвенно за его счет резидента».
При этом денежные средства могут быть зачислены на такие счета или списаны с них «в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации» (абз .5 п. 4 ст. 12 Закона о валютном регулирования). Однако, такие «случаи» не урегулированы, а положения Закона о разрешенных операциях по зачисления средств не распространяются на счета в «иных организациях финансового рынка». До конца не ясно, будут ли какие-то ограничения по зачислению средств на брокерские счета.
25.09.2019 г.