Напомним, что с 1 января 2020 года вступили в силу изменения в ст. 394 НК РФ. Об этом мы писали ранее в статье «Земля ИЖС: по 0,3%, но маленькие, или 1,5% больше?». Льготная налоговая ставка по земельного налогу перестала распространяться на земельные участки, приобретённые (предоставленные) для ИЖС, используемые в предпринимательской деятельности.
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) для возведения объектов ИЖС , воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретённые (предоставленные) для ИЖС земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) для ИЖС, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов ИЖС на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.
То есть сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретённого (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК, даже если указанные земельные участки фактически не используются в предпринимательской деятельности.
Такую позицию отразил Верховный Суд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 по делу № А41-94065/2021).
При этом в судебной практике есть и противоположные решения. Арбитражный суд Уральского округа (далее – Суд) встал на сторону налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.08.2023 № Ф09-3070/23 по делу № А60-69427/2021). Суд привел довод о том, что данная льгота регулируется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а соответствующие изменения были внесены Решением Екатеринбургской городской Думы от 14.04.2020 № 8/33 (далее – Решение). Несмотря на то, что в соответствии с п. 3 Решения действие внесённых изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, названный пункт был признан недействующим и не подлежащим применению со дня своего принятия, как противоречащий ст. 5 НК РФ и п. 3 Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. Аналогичную позицию выразил и Верховный Суд РФ в Определении от 15.12.2022 № 309-ЭС22-24255.
Встречаются решения, в которых суды просто не учитывают внесённые в ст. 394 НК РФ изменения, даже не ссылаясь на местные законы. Однако впоследствии такие решения отменяются вышестоящими инстанциями (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2023 № Ф05-33258/2022 по делу № А40-265911/2021).
Таким образом, судебная практика нижестоящих инстанций ещё не полностью сориентировалась в изменениях п. 1 ст. 394 НК РФ, однако она корректируется в кассации. А возникающие противоречия, связанные с местным регулированием льготной налоговой ставки, связаны с поздним приведением в соответствие местного законодательства с поправками в НК РФ.
Статья подготовлена юристом JBI Group Сон А.С. при участии младшего юриста JBI Group Папковой А.С.