По состоянию на 04.03.13
Вводя в действие нормы раздела 5.1. НК РФ, законодатель предусмотрел возможность контроля цен при совершении сделок между взаимозависимыми лицами и/или в рамках операций, попадающих под трансфертное регулирование. Положения ст. 40 НК РФ со дня вступления в силу 227-ФЗ (принят раздел 5.1. НК РФ) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу 227-ФЗ.
Можно сказать, что ст. 40 НК РФ перестала действовать. Налогоплательщики активно обсуждали, что теперь не будет сплошного контроля за рыночностью цены сделок.
Однако, Минфин России в своем письме от 26.10.12 г. № 03-01-18/8-149 высказался о том, что проверять цену налоговые органы могут по любой сделке. Цель, конечно, одна – доказать необоснованную налоговую выгоду. Если в ходе выездной или камеральной проверки у проверяющих возникает подозрение в нерыночной цене сделки, они могут применять постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.06 г., доказывая необоснованную выгоду.
Но, если нет ни взаимозависимости компаний, ни каких-либо иных признаков недобросовестности, как контролеры это будут делать, непонятно. Ведь налоговые органы, в которых стоят на учете налогоплательщики, не наделены Налоговым кодексом полномочиями анализировать трансфертные цены.
Следом за письмом Минфина следует письмо ФНС РФ №СА-4-7/22020 от 24.12.2012 года, в котором также прописан порядок действий налоговых органов при проведении проверок и выявлении нереальности совершенных хозяйственных операций.
При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны устанавливать операции, которые действительно совершались, и определять действительный размер понесенных налогоплательщиком расходов на основании результатов указанных мероприятий.
В случае объективной невозможности выяснить фактические обстоятельства совершенных хозяйственных операций уровень рыночных цен по приобретенным товарам (работам, услугам) следует определить с использованием сведений об аналогичных сделках, имеющихся у налогового органа, а также официальных источников информации.
То есть, контролеры хотят применять нормы о трансфертном регулировании к любым налогоплательщикам и их операциям. Думается, что без изменения в этой части налогового кодекса, суд будет становиться на сторону налогоплательщика (практика пока отсутствует), либо будут применять другие нормы Налогового кодекса, без прямых ссылок на контролируемые сделки, а в указанных письмах контролеры выдают желаемое за действительное.