Расширение полномочий налоговой касаются как организаций и ИП, так и физических лиц. Поправки были внесены Правительством РФ 26 января в рамках проекта закона, касающегося налогового контроля за ценообразованием. Это дало возможность принять их за один день без публичного обсуждения. Как мы знаем, обычно с момента внесения документа до его принятия ГД РФ проходит не менее двух месяцев.
Принятые поправки обязывают банки предоставлять налоговым органам информацию, которая ранее не поступала из кредитных организаций. Налоговые органы получают доступ ко всей предоставляемой клиентом информации. Теперь налоговой будут доступны копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, копии договоров на открытие счета и заявления на его закрытие, образцы подписей и оттиски печатей. Также банки должны раскрывать конечных бенефициаров по совершаемым финансовым операциям. Три дня после запроса налоговой даётся банкам на предоставление информации. Данные изменения включены в ст. 86 НК РФ. Увеличивается и срок хранения информации о клиентах и их финансовых обязательствах, теперь он составляет не 4 года, а 5 лет.
По мнению Правительства данные изменения призваны обелить экономику страны и усилить контроль над финансовыми операциями физических лиц. В пояснительной записке к законопроекту Минфин уточнил, что поправки нужны для осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях.
По нашему мнению раскрытие банками данной информации будет способствовать выявлению фактов снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Это касается не только доходов физических лиц, отражаемых на банковских счетах. Получая от банков информацию об управлении банковскими счетами, о доверенностях лиц, которые имеют доступ к счетам коммерческих организаций, а также располагая сведениями о банковских карточках, инспекция сможет оперативно выявлять один из объединяющих признаков дробления бизнеса – сотрудников, имеющих доступ к счетам.
Так, согласно письму Федеральной налоговой службы от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, одним из совокупных признаков схемы дробления бизнеса в целях ухода от налогообложения является фактическое управление деятельностью участников схемы одним лицом.
В свою очередь, под управлением деятельностью участников схемы одним лицом может пониматься управление операциями по счетам, которая осуществляется по доверенности.
По совокупности полученных налоговой доказательств оценивается наличие так называемой схемы. Налоговые органы подразумевают под этим создание искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика.
С принятием данного законопроекта работа фискалов значительно облегчается. С учетом того, что теперь Налоговые органы получают доступ к документам клиента напрямую от банка, можно констатировать, что налоговый контроль усиливается.
01.02.2021г.