После многочисленных претензий со стороны юридического сообщества Федеральная налоговая служба 2 ноября по рекомендации Минюста России (письмо № 01/133775-ЮЛ от 10.10.2018 г.) отозвала свое скандальное письмо № ЕД-4-15/13247@ от 10.07.2018 года "О профилактике нарушений налогового законодательства" с исполнения.
Но вначале ФНС признала недействительным его часть: об установлении презумпции виновности директора, пришедшего в налоговую на допрос с адвокатом (письмо от 21.09.2018 г. № ЕД-4-15/18411@). Здесь присутствовало явное нарушение ст. 48 Конституции РФ о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь, что могло привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствовать участию адвокатов в допросе.
Итак, в июле ФНС России опубликовало письмо, в котором были перечислены критерии (признаки) для выявления через представленные налоговые декларации компаний и индивидуальных предпринимателей, бизнес которых, по мнению фискалов, оформлен только на бумаге, то есть фактически не существует, а все документы за них подписывают подставные лица. По сути ФНС представила инструкцию для нижестоящих органов по выявлению «фирм-однодневок» через сданную налоговую отчетность.
В числе признаков, свидетельствовавших о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности, налоговая, в частности, указывала следующие:
- представление уточненных налоговых деклараций с ошибочным порядковым номером корректировки;
- уклонение от явки на проведение допросов (более 2х раз) руководителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей;
- присутствие представителей (адвокатов) при проводимых допросах;
- непроживание руководителя компании, индивидуальных предпринимателей по месту регистрации;
- ненахождение организации по месту ее регистрации;
- представление интересов налогоплательщика доверенным лицом, зарегистрированным (проживающим) в другом субъекте РФ; …
- удельный вес вычетов по НДС более 98%;
- отсутствие договоров аренды с собственниками помещений;…
и другие.
Помимо того, что обозначенные фискалами признаки вызвали множество дискуссий в юридических кругах, выявление их при проверке декларации позволяло налоговому органу, согласно данному письму, проводить процедуру, не предусмотренную НК РФ - аннулировать уже представленную налогоплательщиком налоговую декларацию. Мы понимаем последствия: все покупатели этого налогоплательщика лишаются вычета по НДС по его счет-фактурам.
Прежде всего, многие признаки, упомянутые в Письме, вызывают сомнение в реальности их применения, так как на деле могут касаться и добросовестных налогоплательщиков.
Еще юридическим сообществом были обнаружены нарушения права граждан на передвижение в виде признака отсутствия предпринимателя по месту регистрации, а также права на поддержку конкуренции в виде признака создания фирмы в 2017 году.
Но самым главным аргументом для отмены данного письма стало упоминание Федеральной налоговой службой несуществующей процедуры – аннулирование (отзыв) налоговым органом уже поданной налогоплательщиком декларации. Таким образом фискалы, минуя закон, установили от своего имени новую административную процедуру, влекущую негативные последствия для налогоплательщиков. В соответствии со ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах или изменяет установленные основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, утвержденная июльским письмом, обладала всеми признаками нормативно-правового акта и не могла признаваться соответствующей Налоговому кодексу РФ.
По этому поводу Минюст России выразил свое мнение и обратил внимание на то, что письмо ФНС содержит признаки нормативно-правового акта. Однако в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
В итоге Минюст России письмом от 10.10.2018 г. № 01/133775-ЮЛ предложил отозвать это документ с исполнения.
21.11.2018
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт"