Конституционный Суд РФ в одном из определений ( № 571-О от 10.03.2016 г.) подтвердил свою позицию, выраженную еще в 2009 г., по поводу вопроса «конституционности» проведения второй налоговой проверки по одному и тому же налогу и периоду, который был проверен ранее. Похожая ситуация была рассмотрена мной в статье: «Перерешения» ФНС России .
Согласно материалам дела, рассмотренного в марте 2016 г. Конституционным Судом: по результатам камеральной проверки решением налогового органа организации отказали в вычетах по НДС. Однако в последующем суд отметил данное решение, поддержав налогоплательщика. Затем в отношении организации была проведена выездная проверка того же периода, по результатам которой ИФНС повторно отказала в вычетах. Данное решение было также обжаловано организацией, но теперь суды уже встали на сторону проверяющих и признали, что возмещение НДС являлось незаконным.
Организация обратилась в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность абз. 4 ч. 8 ст. 101 НК РФ, поскольку считала, что данное положение кодекса позволяет налоговому органу по итогам выездной проверки суммы налога, ранее возмещенные налогоплательщику на основании вступивших в силу актов арбитражных судов, признавать недоимкой, привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности. Тем самым, по мнению налогоплательщика, оспариваемая норма фактически позволяет пересматривать решением налогового органа судебный акт о возврате налогоплательщику излишне уплаченных сумм налога за определенный налоговый период.
В итоге Конституционный Суд РФ, ссылаясь на Постановление КС РФ от 17.03.2009 г. № 5-П, отказал налогоплательщику в удовлетворении его требований, указав, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявления тех нарушений, которые не могут быть обнаружены в ходе камеральной, и в ее рамках проводится более углублённое изучение документов организации.
Суд обратил внимание на то, что камеральная проверка, в соответствии с действующим законодательством, является формой текущего контроля соблюдения налогового законодательства, и в отличие от выездной нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщика последствия от неправильного применения им налогового законодательства.
Предметом как камеральной, так и выездной налоговой проверки может быть один налоговый период, несмотря на то, что по результатам проведенного текущего контроля уже есть вынесенное судебное решение. Выездная налоговая проверка предполагает возможность пересмотра налоговой обязанности потому, что по сути в рамках такой проверки устанавливаются новые фактические обстоятельства с учетом новых доказательств, которые не могли быть получены ранее вследствие ограничения полномочий налоговых органов.
Такая ситуация не добавляет определенности при принятии решений о дальнейших операциях компании, основанных на выигранном деле. Ведь через три года данные действия могут признаны незаконными.
08.06.2018
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт"