В продолжение нашего рассказа об использовании регионов с пониженной ставкой УСН рассмотрим миграцию юридических лиц. Смена юридического адреса представляет собой сложную процедуру, в течение проведения которой возможна приостановка и отказ в регистрационных изменениях.
Для смены местонахождения юридического лица необходимо подать заявление по форме Р13014 в ИФНС с приложением решения учредителя или протокола собрания, устава в новой редакции или изменения к нему, документа, подтверждающего адрес нового места нахождения (договора аренды, гарантийное письмо и т.п.).
Регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию в случае возникновения у него обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Основания проверки перечислены в пункте 2 приложения № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@.
Приостановление возможно при государственной регистрации реорганизации, ликвидации, изменении учредительных документов или сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в частности, является представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
- указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
- находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
- указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части);
- указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
- включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу документ по результатам этой проверки либо у такого юридического лица имеется задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Территориальный орган вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, нотариусам, иным лицам. Осмотр объектов недвижимости – это одна из мер ФНС в случае намерения общества осуществить «миграцию» на другой адрес.
Отдельным Письмом ФНС от 23 мая 2016 г. № ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов» регулируется порядок осуществления контроля над соблюдением сроков применения мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет в отношении налогоплательщиков, принявших решение об изменении места нахождения на иной субъект Российской Федерации.
Так, регистрирующий орган обязан представлять в Управление ФНС сведения о лицах, имеющих долги по обязательным платежам в бюджет, в том числе предполагаемые доначисления в размере более 1 млн. рублей, по форме установленной данным документом, указывая причину миграции:
1. изменение среды функционирования бизнеса;
2. переориентация на новые виды деятельности, востребованные в других субъектах РФ;
3. благоприятные условия развития бизнеса в других субъектах РФ;
4. избежание камеральной проверки при возмещении НДС;
5. избежание выездной налоговой проверки;
6. затягивание сроков для невозможности взыскания задолженности;
7. сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов;
8. или иные причины миграции (с указанием причин).
Как видно, недобросовестные налогоплательщики, меняющие адрес своего местонахождения, находятся под пристальным вниманием налоговой. Федеральной налоговой службой разработан и утверждён специальный регламент действий, который предусматривает проведение полного комплекса мероприятий уже на этапе начала действий по миграции.
При переезде в иной регион или населенный пункт инспекцией в обязательном порядке в налоговый орган по новому месту учета передаются материалы, собранные в ходе проведенной контрольно-аналитической работы, в отношении мигрирующего лица. И, в случае осуществления фиктивной миграции, выносятся решения об отказе в государственной регистрации.
Пониженные налоговые ставки УСН в субъектах РФ независимо от вида деятельности в 2023 году
Субъект РФ |
Объект налогообложения |
Налоговая ставка |
Основание |
Республика Дагестан |
Доходы |
1% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Республика Калмыкия |
Доходы |
1% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Республика Ингушетия |
Доходы |
2% |
|
Доходы минус расходы |
14,7% |
||
Республика Карелия |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
12,5% |
||
Республика Коми |
Доходы |
3% |
|
Доходы минус расходы |
7,5% |
||
Республика Крым |
Доходы |
4% |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Республика Татарстан |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Республика Тыва |
Доходы |
5% |
|
Доходы минус расходы |
12% |
||
Республика Хакасия |
Доходы |
4% |
|
Доходы минус расходы |
7,5% |
||
Камчатский край |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Ленинградская область |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Мурманская область |
Доходы |
1% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Оренбургская область |
Доходы |
6 % |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Ростовская область |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
10% (МСП) |
||
Свердловская область |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
7% |
||
Томская область |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
10% (кроме аренды) |
||
Тюменская область |
Доходы |
4% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Челябинская область |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Санкт-Петербург |
Доходы |
6% |
|
Доходы минус расходы |
7% |
||
Севастополь |
Доходы |
4% |
|
Доходы минус расходы |
10% |
||
Ненецкий автономный округ |
Доходы |
1% (МСП) |
|
Доходы минус расходы |
5% (МСП) |
||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Доходы |
6% |
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 № 166-оз |
Доходы минус расходы |
5% |
||
Чукотский автономный округ |
Доходы |
1% |
|
Доходы минус расходы |
5% |
||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Доходы |
5% |
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2017 № 66-ЗАО |
Доходы минус расходы |
5% |
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2008 № 112-ЗАО |
Статья подготовлена при участии юриста JBI Group Почеповой С.А.