Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы, подготовленные Минфином, содержат данные, гласящие о том, что серый фонд оплаты труда в России составляет около 10 трлн руб. Неудивительно, что власть пытается разработать и разрабатывает механизмы по «обелению» зарплат.
До введения в действие Закона от 29.09.2019г. № 325-ФЗ действовало правило, согласно которому, уплата НДФЛ с «серой» заработной платы за счет средств налоговых агентов не допускалась, налоговая нагрузка ложилась исключительно на работника. Работодатель не платил 30% налогов в фонды, а работник не платил 13% НДФЛ, продолжая получать зарплату наличными в конверте, такое положение дел устраивало обе стороны. Однако в случае возникновения конфликта сотрудник не мог заявить о «серой» зарплатной схеме работодателя в вышестоящие органы, так как сам становился соучастником налогового преступления и был бы вынужден доплатить 13% налога и пени со всех сумм, в сокрытии которых он обвинял работодателя. Таким образом, «зарплатная» экономика продолжала уходить в тень.
С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила взыскания НДФЛ с «серых» зарплат. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес поправку в пункт 9 статьи 226 НК РФ. Так, данная норма, запрещающая уплату НДФЛ налоговым агентом, была дополнена исключением. НДФЛ теперь разрешено взыскивать с налоговых агентов в случаях доначисления налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. Ранее при обнаружении подобных случаев недобросовестного налогового агента могли оштрафовать только по 123 статье НК РФ (20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению) и применить меры компенсационного взыскания в виде пени, сам НДФЛ, который был выплачен вместе с заработной платой в конверте, взыскивался с работника. Теперь налоговые органы взыскивают НДФЛ с «серой» зарплаты не с сотрудника, а с работодателя, выступающего налоговым агентом.
Также законодателем были внесены поправки в статью 208 НК РФ. Так, 3 абзац 5 пункта статьи гласит, что «доходами также не признаются доходы в виде сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом». Данная поправка дает возможность миновать двойное налогообложение. В тот момент, когда НДФЛ, доначисленный по итогам проверки, будет оплачен налоговым агентом, обязательство по оплате этих же сумм НДФЛ у получателя дохода (физического лица) исчерпывается.
НК не регулирует дальнейшие взаимоотношения, которые возникают в связи с уплатой за свой счет налоговым агентом сумм, взысканных с физического лица. ГК содержит положение, предусматривающее возмещение в полном объеме вреда, который был причинен имуществу юридического лица, однако возместить вред обязан исключительно виновник, что прямо закреплено в п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Если налог неправомерно не удержала сама компания, то возместить доначисления регрессом с физического лица на основании вышеуказанной статьи ГК не получится.
Основной целью разработки законодателем данной нормы является стимулирование физических лиц – работников раскрывать «серые» зарплатные схемы работодателя. Ранее этому препятствовала симметричная ответственность работника и работодателя.
22.01.2021 г.