Итак, с 1 января 2015 года перечень оснований для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков добавлен новым.
В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься налоговой в случае непередачи налогоплательщиком налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Квитанция о приеме таких документов в электронной форме должна быть направлена по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Хотелось бы отметить, что эта норма распространяется на лиц, которые в соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.
Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
Пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, с одной стороны, если электронное требование о представлении документов фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком.
С другой стороны, данное Положение утверждено ранее, чем рассматриваемые изменения в НК РФ. В своем письме от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553 ФНС России указало, что неоткрытие электронного требования может рассматриваться как уклонения от обязанности получения требования о представлении документов (информации) в электронном виде, и налоговые органы вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банка.
Получается, что приостановление операций по счету может последовать не при не предоставлении запрашиваемых документов, а при отсутствии квитанции, подтверждающей получение самого требования.
Таким образом, в зоне риска, в первую очередь, оказываются некрупные предприятия, которые сдают электронную отчетность через компании – посредники. Ведь многие налогоплательщики могут и не вспомнить все организации, которые им отправляли ее. У компаний же, которые приобрели собственную программу, теперь появилась новая каждодневная обязанность: проверка получения электронных документов из налоговой.
Также стоить помнит, что согласно п.5 Порядка при направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган уже не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе.
05.03.15
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы JBI Эксперт