Борьба с фирмами-однодневками не уменьшает свои обороты. Зачастую финансовая ответственность искусственно перекладывается на добросовестных налогоплательщиков. Вы, конечно, можете проверить своего партнера на различных интернет ресурсах: nalog.ru – риски бизнеса: проверь себя и контрагента https://egrul.nalog.ru/ и на сайте ЦБ РФ, где размещена информация о компаниях, с которыми невозможно связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу.
Данные действия никого не удивляют в отношении ваших поставщиков, но единицы проверяют и своих покупателей.
НДС во взаимоотношения с такими компаниями – самое слабое место у покупателей товаров, работ, услуг. С учетом электронной версии декларации по НДС с приложением книг покупок и продаж это становится и быстро возникающей проблемой. Президиум ВАС Постановлением № 2341/12 от 03.07.12 г. сделал затруднительным полное снятие расходов, обязав применять расчетный метод, и налоговые органы сосредоточились в таких случаях на НДС.
В то же время есть судебные решения, поддерживающие позицию налоговых, при доначислениях по налогу на прибыль по сомнительным покупателям. Так чем же опасен «плохой» покупатель? Если компания не могла купить ваш товар, то и вы не приобретали его для дальнейшей реализации; поступления от такого покупателя рассматриваются как подарок. Налоговый орган ставит под сомнение реальность хозяйственных операций. Такая судебная практика стала активно появляться в Московском округе в 2009 – 2012 года, думаю, как пробная, но потом притихла. Так, ФАС Московского округа в своем Постановлении от 30.11.2010 № КА-А400/15207-10 стал на сторону налогоплательщика только из-за плохой доказательственной базы со стороны проверяющих, допустив саму возможность такого подхода.
Эти претензии, конечно, можно оспорить, но необходимо доказать проявление должной осмотрительности при совершении операций с покупателем-однодневкой, иметь все документы по сделке, оформленные надлежащим образом, подтверждение реальности операции.
Минфин в Письме от 13.12.2011 N 03-02-07/1-430 отметил, что независимо от того, является контрагент покупателем или продавцом, налогоплательщик должен проявлять осмотрительность при выборе контрагента.
Есть решения судов в пользу налогоплательщиков, например, Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу № А40-38402/12-115-198, от 16 июля 2012 г. по делу № А40-82174/11-107-353, от 22 января 2013 г. по делу № А40-38402/12-115-198.
Таким образом, можно сделать вывод, что риск доначисления присутствует. Поэтому рекомендуем продавцам проводить хотя бы минимальную проверку своих крупных покупателей.
20.10.2015
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы JBI Эксперт