Недавно Верховный Суд одним из последних своих решений поддержал ранее высказанную позицию судов, в частности, Конституционными постановлениями КС РФ от 31.03.2015 г. № 6-П и от 24.03.2017 г. № 9-П, по поводу права органов ФНС отменять решения нижестоящих управлений и инспекций, принятых в отношении налогоплательщика.
Своим определением от 13 февраля 2018 г. по делу № А40-101850/2016 Верховный Суд РФ отклонил кассационную жалобу налогоплательщика, который оспаривал действия Федеральной налоговой службы РФ, отменившей ранее вынесенное в пользу этой компании положительное решение нижестоящего управления.
В 2014 году в отношении данной организации была проведена камеральная проверка на основе декларации по НДС, по итогам которой ее привлекли к ответственности за налоговые правонарушения на сумму более чем в 13 млн. руб. и отказали в возмещении НДС на сумму почти в 26 млн. руб. Налогоплательщик, не согласившись с решением налоговой, обратился в вышестоящее управление ФНС, которое поддержало требования организации и отменило ранее вынесенное решение. Спустя почти год ФНС России, в порядке проведения контроля за нижестоящим налоговым органом посчитала, что данное решение управления не соответствует закону и полностью отменило его.
Организация оспаривала решение со ссылкой на нарушение судами норм материального права, утверждая, что необходимо применить по аналогии правила НК РФ об отмене решения только по жалобе налогоплательщика. Но ФНС России настаивала на том, что аналогия в данном случае не может быть использована, так как это другой метод контроля. При этом, как указала налоговая, налогоплательщик уже реализовывал свое право на представление возражений, в том числе в апелляционном порядке, а ФНС России изучала только те документы, которые уже имелись в рамках дела. То есть по сути, действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении организации: фактически налоговая оставила в силе решение нижестоящей инспекции, поэтому в данном случае ухудшения положения налогоплательщика не произошло.
В итоге Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России и признал данное решение законным, чем подтвердил практику прошлых лет.
ВС РФ указал на то, что в соответствии с п. 3 ст. 31 НК РФ, а также ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ», в случаях нарушения налогового законодательства и в целях восстановления законности высшие органы ФНС России могут отменять решения нижестоящих в порядке подчиненности, и не только во время контрольных мероприятий.
При этом Судебная коллегия отметила, что сроки на реализацию вышестоящим налоговым органом рассматриваемых полномочий не могут быть неограниченными во времени. В этом случае действуют общие положения Налогового Кодекса РФ, в частности, ст. 89, о гарантиях прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля: в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Также в силу п. 8 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других необходимых документов, что также соответствует максимальной глубине выездных налоговых проверок. С учетом вышеизложенного ВС РФ определил, что вышестоящий налоговый орган может реализовать свои полномочия на «пересмотр» ранее вынесенных решений в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода (Письмо ФНС России от 18.01.2018 г. №СА-4-7/756@).
Практика по отмене «позитивных» решений ФНС не нова, однако встречается достаточно редко (аналогичные дела: А40-36957/2016, А40-36957/16-115-317).
Стоит отметить, что на данные процедуры, проводимые вышестоящим органом ФНС, налогоплательщик практически не может повлиять, так как не имеет в таком случае возможности изложить свою позицию. Единственное что может сделать организация - это еще на стадии первоначальной налоговой проверки предоставить всю возможную документацию и следовать рекомендациям ФНС.
Тем не менее, в данном случае, согласно пояснениям ФНС России, причиной отмены решения, вынесенного в пользу налогоплательщика, стало обращение МВД, так как в отношении некоторых контрагентов налогоплательщика велись уголовные дела. Представители ФНС пояснили, что игнорировать обращения правоохранительных органов налоговая не может, но при этом и материалы оперативно-розыскной деятельности налогоплательщику передать не вправе.
В связи с последним принятым решением ВС РФ можно сказать, что теперь налогоплательщики фактически не застрахованы от риска быть привлечёнными к ответственности, даже после вынесенного решения в их пользу. Практика последних двух лет подтверждает, что в большинстве случаев суды встают на сторону именно налогового органа.
28.02.2018
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт"