30 сентября 2024 г. на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации внесли законопроект № 727330-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Среди наиболее интересных поправок – изменения в ст. 346 НК РФ, касающихся порядка исчисления и уплаты единого налога по упрощённой системе налогообложения (далее – УСН) для организаций и ИП, изменивших место нахождение/жительства.
В текущей редакции статьи указано, что в случае изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в течение налогового периода налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется по налоговой ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Согласно поправке, если для налогового периода из 3-х последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено место нахождения этой организации (место жительства ИП), законом субъекта РФ по новому месту нахождения/жительства установлена налоговая ставка в размере меньшем, чем налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ, на территории которого такая организация (такой ИП) применяла УСН до изменения места нахождения/жительства, то для такого налогового периода налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется по налоговой ставке, установленной для соответствующего налогового периода законом субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация/ИП применяла УСН ДО изменения места нахождения/жительства.
Логично, что законодатель таким образом пытается предотвратить использование незаконных схем налоговой оптимизации, в том числе «миграции организации/ИП».
О проблеме «миграции индивидуальных предпринимателей» говорят не первый год, мы уже разбирали риски. Так, многие предприниматели в целях получения большей прибыли «переезжают» в другие субъекты, часто фиктивно, по бумагам, оставаясь в первоначальном субъекте.
Для чего же такие переезды? Делается это из-за того, что налоговая ставка по УСН не везде одинаковая. Например, в Московской области при системе «доходы» она составляет по общему правилу 6%, при системе «доходы минус расходы» - 15%. В Калмыкии при системе «доходы» налоговая ставка составляет 1%, при системе «доходы минус расходы» - 5%. Очевидно, что многих привлекают ставки именно Калмыкии и других регионов с низкими ставками по УСН: Дагестан (1%; 5%), Мордовия (1%; 5%), Крым (4%; 10%) и др.
«Миграция бизнеса» подтверждается и данными ФНС: так, за 2023 году количество налогоплательщиков на УСН, применяющих пониженные ставки, выросло больше всего (по сравнению с общероссийскими темпами) в Ингушетии — в 41 раз (до 1300), Мордовии — в 3,2 раза (до 2900), Калмыкии — в 2,7 раза (до 13 000).
Таким образом, если поправку к ст. 346 НК РФ примут, «переезды» в Калмыкию и другие привлекательные для налогоплательщиков регионы предпринимателям больше не помогут, ведь в течение ещё 3-х лет после переезда в другой субъект предприниматель на УСН будет платить налог по ставке того региона, откуда он переехал.
Статья подготовлена при участии младшего юриста JBI Group Кабаций Е.В.