Как я писала ранее в релизе «Контроль цен теперь продолжается», суд указал, что территориальные налоговые органы в ходе камеральной или выездной проверки вправе проводить проверку цен между взаимозависимыми лицами, сделки между которыми не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ. Налоговые органы, конечно, не против пользоваться дополнительными полномочиями.
Однако Верховный суд занял противоположную позицию. В описанном ниже деле был рассмотрен и вопрос необоснованной налоговой выгоды, но мы на нем останавливаться не будем. Своим Определением от 11.04.2016 г. № 308-КГ15-16651 Верховный суд создал судебный прецедент в сфере «манипулирования ценами» и ответил на вопрос, могут ли местные налоговые заниматься контролем цен сделок взаимозависимых лиц.
Он указал, что «по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (статья 40 НК РФ), положения раздела V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России». Кроме того, сейчас установлены специальные процедуры проведения данного вида контроля.
В рассматриваемом деле основанием для доначисления обществу соответствующих сумм налогов, пеней и штрафа послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении налогов ввиду осуществления поставки сжиженного газа взаимозависимым лицам по более низким по сравнению с иными покупателями ценам, не соответствующим среднерыночным, сложившимся в данном регионе. Придя к данному выводу, в соответствии с п. 1 ст. 105.7 НК РФ налоговый орган произвел корректировку цен, примененных сторонами сделок, с использованием метода сопоставимых.
В настоящее время между взаимозависимыми лицами цены по сделкам проверяются практически повсеместно. Несмотря на установленный порядок контроля цен центральным аппаратом ФНС, местные налоговые взяли на себя контроль за неконтролируемыми сделками.
Общество же оспаривало полномочия территориальных налоговых органов по контролю за обоснованностью цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, в рамках проводимых названными органами камеральных и выездных налоговых проверок.
ВС поддержал эту позицию: «При этом в силу прямого запрета, установленного в абзаце 3 пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок». Проводить проверку сделок взаимозависимых лиц на основании уведомления о контролируемых сделках или информации местной налоговой может только центральный аппарат ФНС. Поэтому местная налоговая вышла за пределы своих полномочий, проведя указанную проверку.
Таким образом, доначислить налоги по факту отклонения цены от рыночной может только ФНС.
Считаю, что это важная победа налогоплательщика, благодаря которой, хотя бы в данной сфере теперь очерчены правила игры.
01.06.2016
Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы JBI Эксперт