Нелегальная (теневая) занятость представляет собой осуществление трудовой деятельности в обход установленных правил оформления трудовых отношений (ст. 66 нового Закона о занятости населения в РФ от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ). Примерами данного явления могут являться работа без трудового или гражданско-правового договора, подмена трудовых отношений сотрудничеством с самозанятыми, а также зарплата «в конвертах».
Сейчас на официальных сайтах ФНС, в том числе региональных, часто встречаются статьи о вреде теневой (неформальной) занятости для самих же работников, в которых налоговая призывает неравнодушных граждан сообщать о нарушениях работодателей через телефоны доверия или интернет-сервис «Обратиться в ФНС». Организовываются и проводятся целые недели правовой грамотности, например – «Краснодарский край – территория без тени».
Стоит при этом отметить, что некоторые изменения, вступающие в силу с 1 января 2025 г., в том числе сокращающие льготы по страховым взносам для субъектов МСП, явно не будут способствовать «выходу из тени» нелегальных работников, поскольку эти поправки увеличат налоговую нагрузку по страховым взносам (что точно не обрадует работодателей).
Борьбу с теневой занятостью не покладая рук ведут Роструд и ФНС. И с этого года есть ряд изменений в стратегии этой слаженной борьбы.
Так, с 1 марта 2024 года ФНС сообщает в Рострудинформацию об организациях и ИП, которые, например, в течение года сотрудничали более чем с 10-ю плательщиками налога на профессиональный доход, или имеют отклонение более чем на 35% от среднемесячной отраслевой зарплаты в регионе. С 12 мая 2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 г. № 571 создаются межрегиональные комиссии для противодействия нелегальной занятости. Комиссии ежеквартально или чаще будут рассматривать случаи, где есть подозрение на нелегальную занятость. Соответствующие «подозрения» они получат из ФНС.
Об отлаженной совместной работе ФНС и Роструда говорит и судебная/налоговая практика.
ü Дело ЧОО Сибирь-СБ. Инспекция труда привлекла охранную компанию к ответственности за невыплату зарплаты работникам по ч. 6 ст. 5.27 КоАП. После этого компанию камералила ФНС, выявив сколько сотрудников работали в компании неофициально и в какие периоды, и по результату оштрафовала ЧОО за нарушение НК РФ и доначислила страховые взносы в общей сумме более 3 млн руб. В чем «прокололся» налогоплательщик? ФНС заподозрила неладное, когда выяснила, что по договорам с заказчиками компания обеспечивала круглосуточную охрану на 118 постах, тогда как в компании официально работает 42 охранника (то есть физически на посту должна была находиться треть одного охранника). Еще 99 охранников работали в компании неофициально, трудовых договоров с ними заключено не было, все условия об оплате труда оговаривались устно, а выплаты неофициальной зарплаты проводились через аффилированных ИП - якобы в качестве оплаты услуг по спортивной подготовке охранников и организации их питания (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.07.2024 г. № А27-10506/2023).
ü Дело ООО Кубаньалкоопт. Некоторые работники общества жаловались в трудовую инспекцию на зарплату «в конвертах», после чего компанию неоднократно вызывали на трудовые комиссии. Позже налоговый орган вышел на выездную проверку по результату которой обществу предъявили недоимку более чем на 193 млн руб. Какие нарушения нашла ФНС? Общество сформировало формальный документооборот для уменьшения налоговой базы и суммы подлежащего уплате НДФЛ и страховых взносов, выплачивала «серую» заработную плату, применяя схемы оплаты труда в размере, соответствующем половине размера МРОТ и меньше. Свидетели-работники и их родственники (!!!) на допросах также указали, что получали заработную плату наличными в кассе предприятия в размере бОльшем, чем указано в первичной документации, зарплата являлась дифференцированной (в противоречие с трудовым договором) и зависела от выполнения индивидуальных показателей (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 г. № 15АП-13460/2023 по делу № А32-60888/2022).
Стоит отметить, что сведения из инспекции труда ФНС использует не только для доначисления зарплатных налогов (сборов), а даже для доначислений по «бумажному» НДС. Яркий пример – дело ООО Кволити Сервис: если в компании был «скрытый» персонал, то налоговики могут заявить, что компания выполнила работы без помощи «проблемных» подрядчиков, а в вычетах НДС по ним откажут.
Зачастую компании с теневой занятостью просто просят сотрудников не ходить на допросы в налоговую и не отвечать ни на какие письма ФНС из расчета: «нет показаний по зарплате – нет доначислений». Но мы, исходя из практики, можем сказать, что показания свидетелей – это далеко не единственный источник для формирования налоговых претензий!
Кто работал на торговых объектах? ИП на протяжении 2023 г. вёл деятельность по изготовлению и реализации хлебобулочной продукции в четырёх пекарнях. Смены на кассах ИП в каждой точке открывались в 7 утра, а закрывались в 7 вечера, каждый день на протяжении всего года без выходных. Исходя из технологического процесса приготовления и отпуска покупателям изделий, а также количества проданной продукции на одну пекарню должно было приходится не менее 2-х сотрудников в день. Официально у ИП было трудоустроено 5 человек. Однако для «обслуживания» всех пекарен, даже если сам ИП может выпекать продукцию и стоять у кассы на какой-то точке, по расчётам ФНС у ИП должно было быть трудоустроено в штате по крайней мере 8 человек, работающих 24/7 без «выходных и праздников». При этом косвенные признаки нелегально трудоустроенных были видны и по документам: иногда по фискальным данным ККТ кассирами пекарен значились люди вне штата ИП. Какой итог? ИП вызвали на комиссию по легализации в ФНС. Так как признаки теневой занятости были достаточно очевидными, ИП добровольно доплатил НДФЛ, страховые взносы и пени за нетрудоустроенных людей в 2023 г. и подал корректировочные отчёты.
Куда потратили деньги? Из практики налоговых споров по охранному предприятию, можно выделить ещё один признак, по которому налоговая делает вывод о «серой» зарплате - банковские операции: нехарактерные перечисления по выпискам банков за оказание услуг охраны, снятие подотчётных средств, выдача заёмных денежных средств в объёмах, несопоставимых с выручкой, отражённой в налоговой отчётности и т.д.
С 1 января 2025 года Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлена нелегальная (теневая) занятость. Пока не ясно, какие правовые последствия наступят у работодателей после внесения их в «чёрный список» государства, однако считаем, что для таких лиц могут ограничить возможность получения различных мер господдержки бизнеса (льготное кредитование, субсидии, пониженные ставки налогов (взносов) и пр.). Кроме того, учитывая достаточно плачевную ситуацию на рынке труда в последнее время и высокую конкуренцию среди работодателей, компании из «чёрного списка» станут явно менее привлекательными у потенциальных сотрудников, что вызовет проблемы с наймом квалифицированного персонала.