В условиях карантинных мероприятий увеличились сроки дачи пояснений (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, Письмо Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938), однако обязанность предоставления информации и санкции за обратное никто не отменял.
Как аудиторы и главные бухгалтера, работающие с предприятиями в разных регионах страны, мы можем резюмировать, что бдительность во взаимодействии с налоговыми органами имеет сейчас основополагающее значение. За оплошности бухгалтерской службы, не придавшей значение деталям и противоречиям запроса, можно поплатиться рублем.
Разнообразие и нетривиальный подход в способах получения данных со стороны проверяющих иногда больше походит на манипуляции с целью наращивания плановых показателей.
Никакой паники и спешки. Спокойно и детально изучите полученный запрос.
Обращайте внимание,
• когда информация в требовании носит противоречивый характер (например, указаны разные периоды проверки истребуемых документов);
• в телефонном режиме поступает просьба пересдать декларации в силу неких технических аспектов;
• предлагается предоставить документы посредством WhatsApp на личный номер инспектора;
• проверяются «непроверяемые» по давности периоды;
• несмотря на телекоммуникационное взаимодействие, некоторые решения направляются почтой и по срокам дачи пояснений заведомо исключают возможность своевременного ответа, а нередко и вовсе не доходят до адресата, удрученного фактом списания средств со своего расчетного счета.
Причины, по словам проверяющих, часто кроются в сбоях в работе нового программного комплекса, невозможности внесения ручных корректировок и прочих технических сложностях.
Что же делать законопослушному налогоплательщику?
1. Четко знать рамки своих прав и обязанностей.
2. Отвечать лаконично и только по существу вопроса.
3. Давать пояснения, вести официальную переписку только в письменной форме, документально фиксируя все этапы и содержание взаимодействия.
4. В случае спорных ситуаций незамедлительно обращаться в вышестоящую инстанцию.
20.05.20