По состоянию на 10.05.2011
2011 год для акционерных обществ по уже сложившейся традиции начался с дополнительных обязанностей. На этот раз обязанности исходят из Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 27.01. 2011 года (далее Закон об инсайде).
Целью этого закона, как указано в самом законе, является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.
Если руководствоваться текстом действующей редакции закона, то все эмитенты - акционерные общества независимо от типа общества (открытое или закрытое), от количества акционеров, наличия зарегистрированного проспекта эмиссии акций и т.д. с 31.07.2011 года обязаны:
- разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия общему собранию акционеров;
- обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления созданным (определенным, назначенным) структурным подразделением (должностным лицом) своих функций;
- вести список инсайдеров;
- уведомлять лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, а также информировать указанных лиц о требованиях Закона об инсайде;
- передавать список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром;
- утвердить и раскрывать перечни инсайдерской информации на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Закономерно, что у акционерных обществ, ценные бумаги которых не допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, возникает вопрос - затрагивает ли их этот закон?
Юридическая фирма «JBI Эксперт» обратилась в Федеральную службу по финансовым рынкам России (ФСФР России) с вопросами:
- Что является инсайдерской информацией для эмитентов, ценные бумаги которых не обращаются на организованном рынке;
- Являются ли такие эмитенты инсайдерами в понимании пункта 1 статьи 4 ФЗ «Об инсайде»;
- Распространяются ли на эмитентов, ценные бумаги которых не обращаются на организованном рынке, обязательства, перечисленные в информационном письме ФСФР России от 27 января 2011 года «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07. 2010 № 224 — ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ФСФР России письмом № 11-РС-05/5596 от 15.03.2011 года в ответ сообщила нам следующее: «…по мнению ФСФР России, в случае, если ценные бумаги эмитента не допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, а также в отношении них не подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, то эмитент указанных ценных бумаг не является инсайдером по критерию пункта 1 статьи 4 Закона об инсайде и, в случае если он не является инсайдером по другим основаниям, предусмотренным Законом об инсайде, на него не распространяются обязанности, предусмотренные указанным законом для инсайдеров».
Принимая во внимание вышесказанное, рекомендуем акционерным обществам изучить статью 4 Закона об инсайде. Если акционерное общество, ценные бумаги которого не допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, а также в отношении них не подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, и общество не относится ни к одному из лиц, перечисленных в подпунктах 2-13 статьи 4 Закона об инсайде, то в таком случае на акционерное общество не распространяются обязанности, предусмотренные указанным законом для инсайдеров.
Наталья Чередниченко, руководитель корпоративной практики
Елена Багрова, юрист