13 сентября губернаторские выборы прошли во многих регионах России. На финише избирательной кампании возник громкий скандал с финансированием кандидатов. Ассоциация «Голос» узнала, что миллионы рублей в выборные штабы членов партии «Единая Россия» поступали из офшорных компаний, а то и вовсе из государственного кармана, – что прямо запрещено законодательством.
Одними из самых крупных, по данным «Голоса», стали пожертвования в пользу претендента на кресло главы Ростовской области Василия Голубева.
Спонсоры и богатая жена
Так, 1 млн руб. в предвыборный фонд Голубева поступил от ООО «Торговый дом «Риф», учрежденного кипрской компанией Laparkan Investments Ltd. и Grain International Holdings Inc., зарегистрированой на британских Виргинских островах. Еще полтора миллиона перечислил кемеровский «Завод Технониколь – Сибирь», учредителем его материнской компании значится GIB General Idea Brothers Holdings Ltd., прописанная на Кипре.
Помимо иностранных офшоров, спонсорами кандидата Голубева стали также государственные предприятия: ПАО «Росвертол», которая принадлежит госкорпорации «Ростех» и правительству (перечислили 1,3 млн руб.) и ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», принадлежащий Росимуществу (перечислили 1,5 млн руб.).
И в штабе кандидата, и в избирательной комиссии отреагировали оперативно: «Мы вовремя обнаружили средства, которые нашел «Голос», и уведомили кандидата. Он вернул эти деньги», – заявил зампред облизбиркома Михаил Розин. Спонсором Голубева выступил большой бизнес. При этом сам Василий Голубев – человек небедный. Судя по декларациям, намного богаче губернаторов соседних областей. В 2014 г. губернатор Ростовской области заработал 6 232 000 руб., что на 482 000 больше, чем в предыдущем, 2013-м. Зато супруга губернатора в 2014 г., как и в 2013-м, заработала в четыре раза больше мужа. В 2012 г. она входила в список самых богатых жен губернаторов. За прошлый отчетный период Ольга Голубева увеличила свой доход – с 20,4 до 26,6 млн руб. В собственности у Голубевой 50% московского ООО «РНС», занятого сдачей недвижимости внаем, а также небольшой пакет акций ОАО «Стройтрансгаз». В начале 2000-х она владела 15% акций строительного ЗАО «Авангард-строй» (выручка в 2009 г. – 41,5 млн руб., чистая прибыль – 4,6 млн руб.), которое занимается производством строительных конструкций из древесины в Московской области.
У семьи также есть (или, по крайней мере, были) акции других предприятий: в 2011 г. перед выборами депутатов Госдумы Голубев отчитывался о наличии у него акций «Газпрома» на 35 млн руб., доли (пая) в УК «Регионгазфинанс» стоимостью 2,11 млн руб. и доли в УК «Уралсиб» на 2,66 млн руб.
Безальтернативный кандидат
Назначение в 2010 г. Василия Голубева на пост губернатора Ростовской области стало неожиданным и для него самого, и для элиты региона. В Ростове на место Владимира Чуба, возглавлявшего регион 19 лет, прочили его заместителя Сергея Назарова или ростовского мэра Михаила Чернышева. Но новым губернатором президент Дмитрий Медведев назначил главу небольшого подмосковного района Василия Голубева. У того был большой опыт управленческой работы именно в Подмосковье, два года он был вице-губернатором в правительстве Анатолия Тяжлова, потом после его отставки вновь вернулся в Ленинский район. Как признавался Василий Голубев, над предложением переехать в Ростов-на-Дону он думал недолго: все-таки на малую родину возвращался. (Родился будущий губернатор в станице Ермаковская Тацинского района Ростовской области в семье шахтера, здесь же начинал работать – штурвальным на комбайне.)
Хотя у Голубева и были местные корни, в Ростове его встретили как варяга: в регионах очень сильно недоверие к чиновникам из центра, тем более, что вместе с новым губернатором «понаехали» члены новой управленческой команды: ставшие вице-губернаторами бывшие замы главы администрации Ленинского района Вадим Артемов и Лилия Федотова, экс-заместитель прокурора г. Видное Виктор Фомин, занявший кресло заместителя главы администрации Ростова-на-Дону, и чиновники меньшего масштаба, также получившие должности.
Голубев сразу решил подмять под себя все местные структуры. Многие эксперты отмечают, что Чуб предпочитал договариваться, а Голубев привык воевать со всеми. «Те люди, которых он постарался протолкнуть в местные руководители, в Шахтах, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, – были не самые удачные варианты. Там напряженность сохраняется до сих пор», – говорит ростовский политолог Юрий Гиренко. По его мнению, еще пару лет назад уверенность в том, что назначенец Голубев сможет выиграть выборы, вызывала большие сомнения, а 13 сентября 2015 г. он остался практически безальтернативным кандидатом.
В пользу Голубева, по мнению Гиренко, сыграла слабость региональной политической элиты. «Ростовская элита за 20 лет Чуба воспиталась в очень конформистском духе, и сама мысль о том, чтобы начать бунты против верхнего начальства, трудно приживается в этих головах, – размышляет политолог. – Первую половину своего срока Голубев довольно активно пытался региональную элиту подмять, в связи с чем у него были большие проблемы. Как только он эти отношения изменил, элита сразу радостно взяла под козырек и под него подстроилась».
Постепенно ряд ярких игроков чубовской команды заняли видное положение в команде Голубева – например, местный единоросс, депутат регионального Законодательного собрания Александр Ищенко стал вице-губернатором, а бывший вице-мэр Ростова-на-Дону Сергей Кузнецов в конце концов после четырехлетнего перерыва восстановил свою позицию в городской администрации.
Юрий Гиренко считает, что происходит восстановление системы Чуба, но с определенными поправками: «острые углы выпирают». Под ними политолог подразумевает Сергея Горбаня – сити-менеджера Ростова-на-Дону, бывшего заместителя главы Ленинского района и к тому же полковника в отставке – человека, не склонного к гибкости.
В то же время возникшая год назад проблема на границе с Украиной сыграла ростовскому губернатору на руку. Он смог проявить себя хорошим кризисным менеджером: работа с беженцами была организована быстро и четко, и это всем понравилось. Конфликт на Донбассе смог поднять губернатора и в глазах Москвы, и в глазах местного населения. Именно поэтому «4 с плюсом» поставили эксперты фонда «Петербургская политика» Василию Голубеву в 2015 г., назвав его сильными сторонами «нейтрализацию оппонентов, рост стратегической значимости региона в условиях конфликта с Украиной». В прошлом году была четверка без плюса.
На руку Василию Голубеву и отсутствие какой-либо оппозиции: система Чуба все оппозиционные проявления пресекала на корню. Даже те, кто претендовал на губернаторское кресло, – справедливоросс Михаил Емельянов и коммунист Николай Коломейцев – давно не имеют возможности как-то проявить себя в ходе избирательных кампаний.
Миллиарды на взлет
По результатам Национального рейтинга, Ростовская область вошла в десятку регионов-лидеров с благоприятным инвестиционным климатом и в тройку регионов (наряду с Москвой и Питером), максимально улучшивших свои позиции в 2014 г. Даже в нынешнем, кризисном году объем инвестиций в основной капитал региона за январь–июнь вырос на 10% – до 94,9 млрд руб. Среди крупных организаций, освоивших большие объемы инвестиций, названы комбайновый завод «Ростсельмаш», а также строительные компании «Ростовское» и «МКЦ-Росевродевелопмент».
Вообще, увеличение инвестиционного потока – главное достижение нынешнего губернатора. В этом уверен Олег Проскурин, эксперт правового сервиса 48prav.ru, партнер JBI Group из Ростова-на-Дону. «Активность губернатора на инвестиционных форумах вкупе с адекватностью местного АИРа (Агентства инвестиционного развития) принесли наконец свои плоды – разрыв с Краснодарским краем начал сокращаться», – отмечает Олег Проскурин. Правда, участником выгодных проектов становится крупный и чаще не местный бизнес. «Заботиться о среднем и тем более малом бизнесе нынче не модно. Зачем? Если можно продолжать «снимать сливки» и делать показатели, а заботу о местном малом бизнесе только декларировать», – говорит Олег Проскурин.
В то же время, по мнению эксперта, усилия губернатора по спасению местного разорившегося бизнеса носят скорее декларативный характер. Банкротства крупнейшего в области Кагальницкого молокозавода или птицефабрики ГК «Оптифуд» идут юридическим путем, то есть путем продажи активов на торгах в конкурсном производстве, и в лучшем случае они обретают новых профильных (возможно, более эффективных, хотя и не местных) собственников, как в случае с фабрикой «Оптифуд», которая досталась московскому «Промсвязькапиталу».
Однако не всегда переход контроля от ростовского бизнеса к московскому происходит столь безболезненно. Одним из крупнейших бизнес-конфликтов, в котором активной стороной была региональная власть, стала битва за ростовский аэропорт. Спор за контроль над этим транспортным узлом ростовский предприниматель, владелец ГК «Агроком» Иван Саввиди и собственник ГК «Ренова» Виктор Вексельберг ведут больше двух лет.
С 2003 г. группа «Агроком» владела 33% аэропорта, но поскольку предприятие не платило дивиденды, принадлежащие Саввиди привилегированные акции стали голосующими, и он получил большинство голосов. Но в 2013 г. по инициативе министерства имущества области Арбитражный суд Ростова-на-Дону обязал Саввиди выплатить дивиденды, что перевело его в статус миноритария. Сегодня в области реализуется проект другого аэропорта – неподалеку, в Аксайском районе, строится новый аэропорт класса «Б» Южный для грядущего чемпионата мира по футболу, пропускной способностью 8 млн пассажиров в год. В 2011 г. правительство Ростовской области заключило с «Реновой» Виктора Вексельберга соглашение о строительстве нового аэропорта. В совместный проект – компанию «Ростоваэроинвест» – власти вошли акциями ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (сейчас у региональной власти 25% плюс 1 акция), а холдинг «Аэропорты регионов» ГК «Ренова» внес в уставный капитал 3,2 млрд руб. (у холдинга 75% минус 1 акция). По данным компании УК «Аэропорты регионов», необходимые инвестиции в новый авиахаб Южный на сегодняшний момент оценены в 43,3 млрд руб., из которых 18,3 млрд руб. выделяет федеральный бюджет, 19 млрд руб. – инвесторы, 6,3 млрд руб. – бюджет региона. Строительством аэродромной части занимается ОАО «Трансстроймеханизация», связанное с компанией «Мостотрест» Игоря Ротенберга. Аэровокзальный комплекс строят турки – консорциум Limak-Marashstroy. Срок ввода в эксплуатацию – декабрь 2017 г., после чего на территории нынешнего аэропорта в центре Ростова-на-Дону ГК «Кортрос», входящая в «Ренову», планирует начать новый девелоперский проект – жилой комплекс, разработкой концепции которого занимается французское архитектурное бюро Энтони Бишу. Французский архитектор уже на площадке побывал, и летом должен был быть готов эскизный проект застройки. Сам Иван Саввиди ранее в СМИ говорил: «Я с горечью слежу за тем, как сегодня развиваются события вокруг старого аэропорта Ростова-на-Дону. Уже официально объявлено, что на его месте будет вестись жилая застройка, это означает неминуемую эвтаназию входящего в группу «Агроком» авиаремонтного завода №412, который не сможет выполнять свои функции без взлетно-посадочной полосы. С точки зрения бизнеса, закрытие завода не проблема, он не играет особо важной роли для нашего холдинга, однако я не совсем понимаю, как буду смотреть в глаза людям, которые там сейчас работают, а это около 850 человек... Ведь это уникальное предприятие для России, после его закрытия придется направлять заказы по ремонту авиационной техники на заводы Белоруссии».
В конце 2013 г. новый мажоритарный акционер ОАО «Ростоваэроинвест» на внеочередном собрании переизбрал совет директоров, в котором мест представителям Саввиди не хватило. А новый совет, в свою очередь, в феврале 2014 г. назначил гендиректором близкого к «Ренове» Олега Цепилова. С тех пор ростовский аэропорт находился под управлением компании «Аэропорты регионов». В компании подтверждают, что «с апреля 2015 г. выполняют функции единоличного исполнительного органа ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Саввиди несколько месяцев добивался, чтобы в совет директоров вошли трое его представителей, трое – от УК «Аэропорты регионов» и один – от правительства Ростовской области. И это ему удалось. «Отношения собственников развиваются исключительно в рамках правового поля, и конфликтной составляющей мы в них не видим. Результаты всех судебных разбирательств за текущий год говорят о правомочности и легитимности всех решений ОАО «Ростоваэроинвест» как мажоритарного акционера», – утверждает представитель УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков.
Несмотря на конфликт вокруг аэропорта, Иван Саввиди сделал свой вклад в победу нового губернатора. Немалыми средствами избирательную кампанию Василия Голубева поддержали структуры, контролируемые бизнесменом. «Тавр» перечислил 1 млн руб.; совместный вклад группы «Агроком», компаний «Донской табак» и «Атлантис-пак» составил 5,2 млн. Вообще основная часть денег в фонд Голубева – 90,3 млн руб. из более чем 100 млн руб. – поступила от предприятий региона. Финансовые возможности других претендентов на губернаторское кресло оказались гораздо скромнее: Иван Колесников, выдвинутый «Российской партией пенсионеров», собрал 60 000 руб.; Михаил Емельянов, выдвинутый «Справедливой Россией», получил 4,3 млн; кандидат от КПРФ Николай Коломейцев и выдвинутый ЛДПР Иван Новиков – по 2,5 млн.
Битва за квас
«На строительстве аэропорта Южный нет ни одного местного. И вот что возмутительно: владельцам участков, на которых возводится новый аэропорт, никто не компенсировал их стоимость, – утверждает депутат Госдумы РФ Николай Коломейцев в интервью изданию «Аналитика Юга России». – Олигарху Вексельбергу такое поведение привычно, но здесь, на месте, эту политику проводили Горбань и Борзенко (Виталий Борзенко – глава администрации Аксайского района Ростовской области. – Прим. «Ко»). И самое главное, если вы подведете некоторые итоги правления команды Голубева, то кроме американского стекольного завода «Гардиан», над которым висит американский флаг и чей договор с американским инвестором заключался еще при Чубе, и предъявить-то нечего».
По словам Коломейцева, «за эти пять лет, что касается горнодобывающей отрасли, закрыты почти все шахты, а те, что еще действуют, принадлежат украинскому олигарху Ахметову. О людях вообще никто не думает. «Восточную» закрыли, а 80 млн руб. долга по зарплате выплачивать никто не собирается: судебные приставы закрыли исполнительное производство».
О том, что на деле бизнес-климат в регионе не благоприятен, говорит и предприниматель Герман Дрожжин, сам торгующий квасом и объединивший ущемленных ростовских предпринимателей. Он утверждает, что в самом начале сезона кваса предприниматели Ростова – а этим бизнесом занимаются более 300 ИП и компаний – получили известие о том, что продолжать торговлю можно будет только после приобретения торговых павильонов стоимостью 350 000 руб. Таково, по словам Дрожжина, требование нового градоначальника – а в ноябре прошлого года им стал правая рука Голубева Сергей Горбань. А ведь в своем предвыборном обращении к чиновникам мэрии он коротко призывал: «Не лезьте в бизнес!» И вот теперь предпринимателям, у которых весь сезон длится четыре месяца, говорят, что правила поменялись. Только три года назад «квасники» поставили павильоны-«стаканы» по требованию прежнего градоначальника. Правда, стоили они гораздо дешевле – 40 000 руб. В мае власти стали «стаканы» демонтировать и вывозить. «Квасники» держат осаду несколько месяцев. В проведении митинга власти отказали. Тогда предприниматели вышли на одиночные пикеты в масках Горбаня, искали защиты у уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, у председателя Законодательного собрания Ростовской области Виктора Дерябкина, писали в приемную президента в ЦФО... «В ответ на это градоначальник нам объявил, что наш квас готовится в подвалах, он с червями. Хотя мы имеем все сертификаты, мы продаем брендированные напитки «Отличник» и «Казачий», качество которых легко отследить. Только благодаря тому, что мы подняли шум, кто-то из нас смог поработать в этом сезоне, иначе бы просто по-тихому вывезли наши «стаканы», и все! А так мы научились сразу по сигналу, что Горбань или Голубев едут по городу, их прятать», – рассказывает Герман Дрожжин.
Сейчас конфликт не разрешен, видимо, перед выборами власть не решилась на серьезное противостояние. «Мы не против контроля и проверок, мы хотим вести диалог, но видим, как постепенно выживают местный бизнес, а власть при этом лоббирует интересы близких ей компаний, – подчеркивает предприниматель-активист. – Нам четко сказали: если покупаете ларек, то торгуете спокойно в течение семи лет, и никто вас не тронет. Но торговля квасом – не такое прибыльное дело, чтобы позволить себе потратить 350 000 руб. на киоск и еще платить налоги».
Все очень похоже на московские новшества в сфере торговых киосков, да и в подмосковном Видном, где команда Голубева приобретала управленческий опыт, любили менять торговые и автобусные павильоны. Оправдаются ли надежды продавцов кваса на летний сезон 2016 г., удастся ли договориться – покажет время. Власть не сменилась. Сменится ли у нее настроение?
Для губернатора есть вопросы более масштабные. На повестке дня освоение больших денег при подготовке к чемпионату мира по футболу. Ростовская область получила самые большие, после Москвы, бюджетные средства на подготовку транспортной инфраструктуры ЧМ-2018. В 2018 г. донская столица должна принять 5 матчей мундиаля: 4 матча в групповых этапах и 1 матч серии «плей-офф». По данным Василия Голубева, подготовка Ростова-на-Дону к ЧМ-2018 обойдется, в общей сложности, в сумму около 90 млрд руб. При этом, как отмечал руководитель «Транспортной дирекции ЧМ-2018 в РФ» Терентий Мещеряков, Ростовская область получит на создание транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018 21 млрд руб. из федерального бюджета. Если не брать в расчет Московский авиационный узел, это крупнейший объем федеральных инвестиций.
Средства бюджета и инвесторов пойдут на 15 проектов: 3 федеральных и 12 региональных. Из крупнейших – уже упомянутый авиахаб Южный, работы на котором продолжаются, а также автодорога Ростов-на-Дону – Азов (была открыта 26 августа). На ее строительство ушло три года и 6,57 млрд руб. из областного бюджета. Строительство вела компания «Донаэродорстрой», председателем правления которой является скандально известный экс-депутат Госдумы единоросс Алексей Кнышов. Будучи главой экспертного совета по дорожному хозяйству Госдумы, Кнышов попал в поле зрения оппозиционеров Дмитрия Гудкова и Ильи Пономарева из-за совмещения парламентской работы с предпринимательством. Проверка правоохранительных органов «порочащую связь» подтвердила, и Кнышов ушел в отставку.
Еще один важный транспортный проект – строительство нового моста через Дон – ведет компания «Мостотрест», связанная с Аркадием Ротенбергом. Стоимость контракта – 5,9 млрд руб. Работы должны быть завершены до 2017 г.
Обойдется ли реализация всех заявленных проектов без новых скандалов, пока неизвестно. А вот то, что регион входит в топ общероссийского коррупционного рейтинга – уже факт. В 2014 г. эксперты всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» опубликовали ежегодный доклад «Коррупция в России», в котором Ростовская область занимала 4-е место, пропустив вперед Москву, Московскую область и Приморский край.
Статья размещена на сайте "КО.RU"
Автор статьи Алексей Водолазкин