Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни покупал продукты с просроченным сроком годности или товары, которые приходили в негодность буквально на следующий день. Зачастую, продавец (в данном случае именно он, как лицо, непосредственно вступающее в отношения с потребителем) использует в своих интересах элементарную неосведомленность последнего в таких ключевых для потребительских отношений понятиях, как срок службы, срок годности, гарантийный срок, информация о товаре и т.д. В настоящей статье мы хотели бы затронуть лишь малую толику тех проблем, с которыми каждодневно сталкивается любой человек, по нескольку раз на день становясь потребителем.
Главным и основным законодательно-нормативным актом, регулирующим отношения между потребителями и теми, кто удовлетворяет их потребности, является Федеральный закон от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» в редакции от 30.12.2001, который установил ряд важнейших для потребителей понятий:
Срок годности – это период времени, по истечении которого товар (продукты питания, косметика, медикаменты и иные подобные товары) просто приходят в негодности, а в некоторых случаях могут представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имущества, а также животных.
Со сроком годности все более-менее понятно для простого потребителя.
Что же касается срока службы и гарантийного срока, то тут практически все продавцы (производители) лукавят, недоговаривают, а иногда напрямую и неприкрыто искажают данные понятия.
На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день таким нормативным актом является Перечень тов аров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720. К таким товарам относятся, например, товары для детей, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях и т.д.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя связанные с бесплатным устранением недостатков, расторжением договора, возмещение затрат на ремонт и некоторые другие требования.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.
Как видно из вышеприведенных определений, срок службы призван обеспечить нормальное функционирование товара на протяжении всего установленного времени, либо иного установленного лимита службы, и в этом случае потребитель имеет право предъявить требования об устранении поломок только в случае выявления существенных недостатков проданного товара, при обязательном наличие вины продавца (производителя).
Существенные недостатки товара на практике могут быть выявлены только после проведения специальной экспертизы. Специалисты могут быть как со стороны продавца (производителя) так и со стороны потребителя.
В случае же с гарантийным сроком потребитель имеет право предъявить требования об устранении недостатков, независимо от вины и степени существенности недостатков товара, и хотя во всех случаях опять же проводится экспертиза, закон ясно указывает на то, что продавец (производитель) обязан удовлетворить законные требования потребителя.
Больше затруднения на практике вызывают отношения, связанные с осуществление гарантийного ремонта, а именно проблема сроков гарантийного ремонта.
Ст. 20 ФЗ «О защите прав потребителей» (далее Закон) устанавливает, что «недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме». Но при этом следует учитывать разъяснения Пленума Верховного суда РФ, издавшего Постановление «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.1994 с изменениями и дополнениями от 10.10.2001г., в котором установлено, что термин «незамедлительно» должен пониматься как минимальный срок, «объективно необходимый для устранения недостатков товара».
Таким образом, участникам потребительских отношений целесообразно при возникновении подобной ситуации и во избежание конфликтов заключать письменное соглашение о сроках устранения заводских недостатков товара. Лучше всего этот срок указывать в квитанции о приеме товара на ремонт.
Ст. 19 п. 6. Закона говорит о существенных недостатках товара: в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона, или вернуть товар изготовителю в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона и потребовать возврата уплаченной суммы.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом следует учитывать, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (к таким товарам относятся в частности, автомобили, компьютеры и т.д.).
Что же делать, когда продавец не исполняет добровольно требования потребителя? Об этом мы расскажем Вам в следующий раз.
Ким Владимир
ООО «Юридическая фирма «Эксперт»