При проведении налоговых проверок проверяемому налогоплательщику необходимо руководствоваться Налоговым кодексом РФ, а не Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Налоговые органы проводят камеральные и выездные (документальные) проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Необходимо помнить, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следует иметь в виду, что Налоговый кодекс запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Так, например, после проведения обычной выездной проверки, в ходе которой было проверено начисление налога на добавленную стоимость, налоговая не имеет право проводить под другими предлогами проверку начисления этого же налога: проведение тематической проверки в связи с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщика. Ведь предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, определяет налоговую базу в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Налогообложение операций, связанных с оплатой товаров иностранной валютой, отдельным законодательством не регулируется, и, следовательно, проверкой правильности и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость охватываются и внешнеэкономические операции налогоплательщика. Следовательно, повторную проверку налоговый орган не имеет право проводить.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Однако Вам налоговый инспектор должен вручить под роспись требование о предоставлении документов и проведении налоговой проверки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Если камеральная проверка выявила ошибки или несоответствия, контролер должен сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок. Отсюда следует, что у налоговиков нет права штрафовать организации по результатам камеральной проверки. Однако зачастую суды считают наоборот. Решение суда во многом зависит от того, как инспекторы оформляли документы. Если они, в частности, дали плательщику возможность подготовить свои возражения, то оспорить санкции очень сложно.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Следует иметь в виду, что начисленные по решению пени и недоимки налоговый орган имеет право взыскивать путем выставления инкассовых поручений, а штрафы (если налогоплательщик не оплачивает их добровольно) только через суд. Срок для подачи соответствующего искового заявления - шесть месяцев. Этот срок является пресекательным, и, если налоговый орган его пропустил, он не восстанавливается.
При проведении налоговой проверки обычно изучаются документы проверяемого налогоплательщика. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то ИМНС могут быть истребованы у этих третьих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, - таким образом осуществляется так называемая встречная проверка.
Встречная проверка состоит в истребовании документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.
В связи с этим налоговые органы вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющие отношение к предмету соответствующей налоговой проверки. Следует учитывать, что пределы встречной проверки – только истребование документов, относящихся исключительно к деятельности организации-контрагента. Требовать по встречной проверке должны только первичные документы. Регистры бухгалтерского учета налогоплательщик представлять не обязан, поскольку они не являются документами, относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Однако, вполне может оказаться, что Вам эту позицию необходимо будет отстаивать в суде.
Необходимо иметь в виду, что Налоговый кодекс РФ не ограничивает сроков проведения встречной проверки, равно как и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный либо проверяемый налоговый период. Дополнительные мероприятия налогового контроля (в том числе встречная проверка) могут проводиться за пределами двухмесячного срока, который ограничивает проведение выездной налоговой проверки. Неурегулированность данных вопросов налоговым законодательством дает широкое поле для слишком активной деятельности налоговых органов.
Материалы встречной проверки прилагаются к акту налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки. Важно, что данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении именно в отношении проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят.
Директор ООО «Юридическая фирма «Эксперт»
Проскурина О. В.