Раз!
Органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также ИП, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Ростовской области (ч.3 ст.20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» (далее – «89-ФЗ»).)
Два!
На ИП и юридических лицах, в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, лежит обязанность ежегодно, в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять информацию об образовании и движении отходов. Здесь всего две обязанности ИП (или юридического лица) – предоставление информации об образовании отходов и предоставление информации о движении отходов (п.6.2 раздела 6 Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления (далее – «Порядок ведения регионального кадастра отходов»), утверждённого Постановлением Правительства Ростовской области 25.06.2012 года № 528(в редакции от 05.12.2016 года)).
Сведения об образовании и движении отходов представляют собой блок информационной системы кадастра, в котором отражается информация об образовании и движении всех видов отходов, а также сведения об их обработке, утилизации, обезвреживании и размещении.Таким образом, п.6.1 указывает на значительно большее количество обстоятельств, которые должны быть отражены в кадастре (обработка, утилизация, обезвреживание и размещение), однако, учтиво умалчивается, кто ответственен за осуществления указанных выше действий.
Три!
Заместитель главы Администрации Аксайского района по вопросам финансов и бюджетной политики проинформировал руководителей предприятий потребительского рынка неименованным индивидуальным актом №639/129 от 25.01.2023 года о необходимости: «предоставления сведений об объектах обработки размещения отходов (включая изменения на объектах), об объектах обработки, утилизации и обезвреживания отходов, о транспортировании отходов, а также информацию об образовании и движении отходов»,тем самым еще сильнее расширяя круг обязанностей ИП и юридических лиц в сфере обращения с отходами, к чему нужно быть готовым.
Мнение ВС РФ по поводу введения таких новых обязанностей:
Важно заметить, что Верховный Суд Российской Федерации не рассматривает подобную несогласованность регионального законодательства, порождающую новые, не предусмотренные федеральным законодательством обязанности, как избыточное и обременительное для ИП и юридических лиц положение, о чем свидетельствует апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ №4-АПГ18-34 от 19.03.2019.
Специальной нормы, предусматривающей ответственность за непредставление информации в региональный кадастр, нет???
Не смотря на то, что ст. 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления») содержит несколько составов административных правонарушений в области обращения с отходами, в указной норме не предусмотрено специального состава, устанавливающего ответственность в отношении ИП и юридических лиц не представивших информацию об образовании и движении отходов для целей формирования регионального кадастра.Интересно заметить, что в отношении ИП и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, и обязанных в соответствии со ст.19 89-ФЗ вести в установленном порядке учёт отходов, КоАП предусматривает специальный административный состав за неисполнение обязанности по ведению уч`та (ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ).
Судебная практика:
В связи с тем, что специальной нормы за непредставление данных в кадастр в федеральном законодательстве нет напрашивается два вывода:
Вывод №1: Для целей привлечения к ответственности за непредставление данных в кадастр применяется общая норма ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ;
Вывод №2: Для целей привлечения к ответственности за непредставление данных в кадастр применяется региональное законодательство, устанавливающее ответственность за непредставление соответствующих сведений в региональный кадастр.
Парадоксально, но оба вывода – верны. На основе анализа такой правоприменительной практики можно заключить, что систематическое привлечение ответственности имеет место лишь в тех регионах, где имеется специальное регулирование, к примеру ст. 5.17 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А43-8711/2013). Данная тенденция активнее всего проявляется в рамках г. Москвы, где в городском КоАПе предусмотрен специальный состав за несоблюдение обязанности по предоставлению сведений об отходах в региональный кадастр (Постановление 9 ААС от 29.08.2022 N 09АП-44699/2022 по делу N А40-62750/2022, Постановление 9 ААСот 01.07.2015 N 09АП-17154/2015и тд.).
В свою очередь, регионы, не имеющие специального регулирования (в том числе и Ростовская область) не имеют и правоприменительной практики по подобным спорам. Исключением из этого правила является Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 03.02.2014 по делу N 7-33/14, где несмотря на отсутствие специального состава в региональном законодательстве должностное лицо (директор ООО) было привлечён к ответственности в порядке ст. 8.2 КоАП РФ, что подтверждает вывод №1. Однако, стоит заметить, что в отношении него был назначен штраф в рамках нижнего предела ст. 8.2 КоАП РФ, то есть 10 000 руб.
А что в отношении Ростовской области?
В Областном законе Ростовской области от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» не предусмотрено ответственности за непредставление сведений об обращении отходов в кадастр, правоприменительная практика по данным делам отсутствует, в связи с чем можно заключить, что привлечение к ответственности за нарушение регионального законодательства не исключено (в силу существования единичного случая привлечения по 8.2 КоАП), но крайне маловероятно.