С 01.01.2004 вступила в силу новая редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», который теперь называется Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Впервые законодательно установлены единые основы регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности: общий порядок регистрации и общие принципы ведения государственных реестров.
О проблемах применения положений этого важнейшего законодательного акта на практике мы поговорим сегодня с заместителем директора ООО «Юридическая фирма «Эксперт» Проскуриным Олегом Евгеньевичем.
Вопрос: Как было ранее и кто же сейчас занимается регистрацией юридических лиц ?
Ответ: Первоначально, Гражданский кодекс РФ (ст. 51) обязанность по регистрации юридических лиц вполне логично возложил на органы юстиции. Однако отсутствие территориальных органов Минюста России привело к тому, что данные полномочия (как, кстати, и в случае с Бюро технической инвентаризации) долгое время исполнялись органами субъектов федерации и местного самоуправления, в нашем городе - Регистрационной палатой Администрации г. Ростова-на-Дону, успешно справлявшейся с возложенными на нее функциями. Поскольку в системе Минюста России не нашлось места для терорганов по регистрации юр. лиц, в 2002 году в ст. 51 ГК РФ были внесены изменения: орган, уполномоченный регистрировать юридические лица, определяется соответствующим законом. Таким законом стал Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», идея которого и состояла в совершенствовании процедуры регистрации и постановке на учет юридических лиц в одном органе – налоговой инспекции.
Вопрос: Как насчет ПБОЮЛ? Куда нужно обращаться для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?
Ответ: Индивидуальные предприниматели приравнены по регистрации к юридическим лицам – регистрация осуществляется в одном органе - ИМНС, но реестры ведутся отдельно по ПБОЮЛ и юридическим лицам.
Вопрос: Слышал, что процедура регистрации юридического лица разбита на две части – регистрацию и постановку на налоговый учет. Зачем так усложнять порядок?
Ответ: Для получения индивидуального номера налогоплательщика – юридического лица (ИНН юр. лица) теперь не требуется подавать заявление ф. 12-1-1. ИМНС самостоятельно после внесения данных в ЕГРЮЛ передает документы для постановки нового предприятия на налоговый учет. Заявитель, как правило, одновременно (но в разных отделах) получает свидетельство о государственной регистрации и присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН) со свидетельством о постановке на налоговый учет.
Вопрос: После регистрации юридического лица, еще нужно встать на учет во всех фондах (Медстрах, Соцстрах и Пенсионный Фонд). Какие документы и в какие сроки это необходимо сделать?
Ответ: Ваша информация немного устарела. На данный момент устанавливается государственная регистрация в «одно окно»: налоговая инспекция сама уведомляет внебюджетные фонды о регистрации лица, и через 5 дней в ИМНС Вы можете забирать готовый пакет документов. (Однако, как показала практика, эти сроки редко когда соблюдаются).
Вопрос: Каким образом действует принцип «одного окна»? И могу ли я вообще направить все необходимые документы в налоговую в электронном виде?
Ответ: Заявление о регистрации представляется в виде документа установленной формы, а при возможности, в электронном виде. Возможность эта все время трактовалась налоговыми органами как обязанность заявителя. До внесения изменения работала старая программа, в которой и представлялся электронный вариант. К сожалению, большинство налоговых органов оказалось не готово к новым изменениям. Новая программа своевременно не была разработана. Это привело к тому, что до середины января сего года документы на регистрацию в нашем городе не принимались вообще.
Функция «одного окна» фактически пока не отлажена. Хотя по закону уведомлять территориальные органы Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования о создании нового юридического лица обязан налоговый орган, в настоящее время между внебюджетными фондами и органами МНС РФ документооборот не налажен. Тем не менее, у юридических лиц эти фонды документы не принимают.
Вопрос: Допустим, я захотел создать свою фирму. Слышал, что существуют какие-то правила по поводу названия фирмы. Как сделать так, что бы никто не смог пользоваться названием моей фирмы, кроме меня?
Ответ: Первое, с чем сталкивается учредитель(и), это наименование будущего юридического лица. Общее для всех юридических лиц требование закона – указание на его организационно-правовую форму. Выбор самого названия (фирменного наименования) юридического лица – прерогатива учредителя. Однако необходимо иметь в виду, что если Вы хотите иметь исключительное право на его использование, Вам придется зарегистрировать фирменное наименование в установленном законом порядке. Поскольку такой закон не принят, это составит определенные трудности и дополнительные расходы: Вам нужно будет обратиться напрямую или через патентного поверенного с заявлением в Патентный орган (г. Москва). Сложившаяся практика регистрации фирм с незарегистрированными фирменными наименованиями привела к наличию действующих на одном рынке одинаковых или созвучных фирм и брендов. Поэтому, если Вы хотите выбрать наименование без его регистрации, у Вас два варианта: либо указать звучное, указывающее на будущий вид деятельности наименование, либо подумать и назвать фирму специфически (например, с указанием фамилии учредителя). Впрочем, в последнем случае, без регистрации фирменного наименования у Вас также не будет гарантии на исключительность наименования в последствии.
Вопрос: Слышал, что сейчас у фирм, которые расположены не по своему юридическому адресу, а имеют другой фактический адрес, возникают проблемы с налоговой инспекцией? Почему и как этого избежать?
Ответ: Одной из главных проблем, которую приходится решать многим учредителям юридических лиц, является поиск так называемого «юридического адреса». На самом деле в действующем законодательстве нет такого понятия, а есть место нахождения юридического лица, которое определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, и указывается в учредительных документах. Поэтому, в основном, выбор района города зависит от налоговой инспекции, с которой юридическому лицу предстоит взаимодействовать (сдавать отчетность, представлять документы на проверку и т.д.). Это приводит к тому, что некоторые юридические лица, не имея офиса в определенном районе, указывают фиктивные адреса. В настоящее время некоторые налоговые инспекции нашего города (например, ИМНС России по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону) проверяют достоверность сведений о месте нахождения юридического лица - инспекторы выезжают по адресам, указанных в учредительных документах, проверяют наличие правоустанавливающих документов на нежилое помещение (свидетельство о регистрации, договор аренды и т.д.).
Кроме того, уведомление о постановке на учет внебюджетные фонды будут также направлять на адрес, указанный в учредительных документах юридического лица. Поэтому имеет смысл все-таки заранее побеспокоиться и указать реальный адрес места нахождения юридического лица.
Вопрос: От знакомого предпринимателя слышал о новых требованиях для печатей, якобы теперь нужно указывать ИНН на печати. Так ли это? И вообще, какие правила и стандарты существуют на этот счет?
Ответ: К средствам идентификации юридического лица наряду с наименованием и местом нахождения относится также печать юридического лица. К обязательным реквизитам печати хозяйственных обществ (ЗАО, ООО, ОАО) относится: ОГРН, фирменное наименование с указанием на организационно-правовую форму, указание на место нахождения. С начала сего года активно муссируются слухи о новых ГОСТах, необходимостью указывать на печатях ИНН, и связанной с этим смене старых печатей на новые. Это выгодно прежде всего фирмам, изготавливающим печати: ведь новая печать изготавливается на сложном оборудовании, имеет степени защиты и, соответственно, стоит гораздо дороже обычной печати. Обращаем Ваше внимание на тот факт, что ГОСТР51411-2001 действует в отношении печатей с воспроизведением государственного герба РФ, а на обычной печати ЗАО, ООО или ОАО указание ИНН и различных степеней защиты не обязательно.
Вопрос: Кто должен заполнять и подписывать, а также сдавать заявление на регистрацию юридического лица?
Ответ: Заявление на регистрацию юридического лица теперь может подписать, (внимание!) лично подать в налоговый орган и затем получить свидетельство о государственной регистрации юридического лица учредитель (один из них) или руководитель юр. лица–учредителя, руководитель регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий, ликвидатор . Фактически это означает, что доверенное лицо не может быть заявителем . На практике это препятствие можно обойти только при подаче документов – подписанное заявление с прилагаемыми к нему документами (квитанция об оплате госпошлины, учредительные документы, протоколы и т.д.) заявитель может направить курьером. Впрочем, это практика отдельных районных ИМНС.
Налоговые органы проверяют достоверность паспортных данных учредителей и единоличных исполнительных органов (руководителей) юридических лиц: делают запросы в соответствующие паспортно-визовые службы.
На практике многие налоговые инспекции отказываются принимать документы, если у руководителя регистрируемого юридического лица и заявителя (особенно, если это руководитель, а не учредитель) отсутствуют ИНН физических лиц. Отсутствие этих данных не является основанием отказа в приеме документов (регистрации). Один из вариантов решить эту проблему - послать заказным письмом с уведомлением и описью вложения документы по почте. Если и после этого последует отказ по этому основанию, можно с большой долей вероятности выиграть дело в арбитражном суде.
Вопрос: Меня волнует проблема статистического учета, слышал, что сейчас совсем не обязательно брать письмо Госкомстата?
Ответ: Обращаем Ваше внимание на то, что коды экономической деятельности Облстатуправление сейчас не обязана присваивать. При подаче заявления Вы самостоятельно выбираете ОКВЭДы (бывшие ОКОНХи) из справочника и предоставляете их в налоговую инспекцию. Рекомендуем, чтобы не ошибиться при самостоятельном выборе, обратиться в орган статистики за получением справки с перечнем правильных (действительных на дату подачи заявления) кодов. При изменении или дополнении видов деятельности и, соответственно, ОКВЭД юридическому лицу необходимо подать соответствующее заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), не связанных с изменениями в учредительных документах.
Вопрос: А что должен знать предприниматель о налогообложении своей будущей фирмы?
Ответ: Что касается налогообложения, то юридическому лицу или ПБОЮЛ по умолчанию (без заявления) устанавливается единый налог на вмененный доход (если виды деятельности под него попадают) либо обычная система налогообложения. Если юридическое лицо или ПБОЮЛ не попадают под «вмененку», но могут по закону пользоваться упрощенной системой налогообложения, то такое лицо вправе одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица подать регистрирующему органу заявление на «упрощенку».