Налоговые споры с начала финансового кризиса - одно из самых прибыльных направлений работы как для юридических фирм, так и для аудиторско-консалтинговых компаний. Специалистов, предлагающих свои услуги возмущенным налогоплательщикам, становится все больше.
О том, по каким критериям их выбирают и как оценить перспективу того или иного дела, «Реальному бизнесу» рассказали представители ростовских компаний.
Ольга Проскурина, управляющий партнер юридической фирмы "JBI Эксперт":
- Согласно статистическим данным Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС), в 2009 году продолжилось уменьшение числа рассмотренных арбитражными судами дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с 2007 годом на 41,2% уменьшилось количество рассмотренных дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (2007 год - 60 135 дел, 2008 год - 50 685 дел, 2009 год - 35 368 дел). Это в некоторой степени связано с внесением изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, а именно - с введением обязательного досудебного порядка обжалования решений налоговых органов в вышестоящий орган. Также на уменьшении количества судебных дел сказывается более высокий уровень грамотности специалистов.
Алексей Майборода, управляющий партнер «Первой международной юридической компании Consiliere»:
- В нашей компании уровень обращений клиентов по налоговым спорам остается постоянным уже несколько лет. Суммы оспариваются разные, все зависит от варианта привлечения юриста на этапе спора. Поясню - если клиент находится на абонентском обслуживании, то он оспаривает любую сумму, а если ему требуется привлечь специалиста для разового спора, то сумма уже имеет значение. Как правило, психологическая граница - $1 000.
Олег Данилин, управляющий партнер юридической фирмы «Мозговой штурм»:
- Количество налогоплательщиков, оспаривающих решения налоговых органов, возросло. Если говорить о нашей компании, то рост составил приблизительно 20%. Такую тенденцию мы отмечаем с начала 2009года. Думаю, это связано с двумя факторами: во-первых, экономический кризис вынудил компании гораздо более ответственно подходить к вопросам налогового планирования и налоговых выплат. Теперь не каждое требование налоговиков беспрекословно исполняется налогоплательщиком. Компании перестали бояться вступать в спор с налоговыми инспекциями и доказывать свою добросовестность в арбитражном суде. Во-вторых, в силу снижения объема налоговых поступлений в бюджет активизировались и сами налоговые органы, перед которыми де-факто ставится задача ужесточения налогового контроля. При этом средства, с помощью которых выполняется эта задача, не всегда соответствуют Налоговому кодексу РФ и сложившейся арбитражной практике. Что касается сумм доначисленных налогов и налоговых санкций, которые оспариваются в судах, то они, прежде всего, зависят от оборота налогоплательщика. Если сумма для конкретной компании несущественна, она может и не обжаловать соответствующее решение налогового органа. Наша компания редко сталкивается со случаями оспаривания сумм менее 200-250 тысяч рублей. Верхний же предел не ограничен, поскольку, например, выездная налоговая проверка проводится за 3 календарных года, в течение которых даже не самый крупный налогоплательщик мог заявить НДС к вычету на семи-восьмизначные суммы.
Полный текст статьи Вы можете прочитать в журнале "Реальный бизнес" № 7-8 (2010)