Рост числа игроков на рынке юридических агентств и адвокатов заставил некоторых из них специализироваться или же начинать оказывать комплексные услуги. Крупные игроки хотят создать некоммерческую организацию в регионе, которая помогла бы сделать рынок более цивилизованным и создать общие правила игры.
эксперты
Владимир Вакало
директор фирмы «Ваш консультант»
Олег Данилин
управляющий партнер фирмы «Мозговой штурм»
Александр Матросов
директор юридической фирмы «Корпоративный консультант»
Олег Проскурин
председатель совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI Эксперт»
Михаил Сидягин
руководитель юридической фирмы «Паритет»
Игорь Степанов
управляющий партнер фирмы «Эберг, Степанов и партнеры»
Сколько стоит «входной билет» на рынок юридических услуг? Что заставляет ростовские юридические фирмы уходить в специализацию? Зачем ростовским юристам некоммерческое партнерство?
Одна из специфических особенностей юридического рынка Ростова-на-Дону, которую отмечают практически все эксперты, — его закрытость. Основной актив, который есть у юридических компаний и практикующих специалистов, — репутация. И, чтобы новому игроку рынка привлечь и удержать клиентуру, ему нужно зарекомендовать себя, проработав какое-то время в качестве наемного работника. На этом рынке знают, прежде всего, конкретных специалистов, на именах которых и делается бизнес.
Юридические фирмы и адвокаты не проводят громких рекламных акций и практически не пользуются традиционными рекламоносителями. По мнению управляющего партнера фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» ИГОРЯ СТЕПАНОВА , это происходит потому, что потенциальный клиент ищет юристов в первую очередь по признаку надежности: «В рамках рекламного объявления эту надежность убедительно показать сложно. Более эффективным методом рекламы становится постоянное присутствие в информационном поле. Например, участие в публикациях в прессе, в специализированных семинарах и других публичных мероприятиях».
Без репутации на юридическом рынке долго не продержишься
По мнению собеседников «ДК», сейчас на рынке работает около 100 компаний, оказывающих юридические услуги. Некоторые эксперты полагают, что узкоспециализированных юридических среди них — не более 30, а остальные оказывают юридические консультации как дополнение к основным своим услугам — консалтингу и аудиту. Количество частных практикующих юристов подсчитать ни- кто не берется.
По мнению председателя совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI Эксперт» ОЛЕГА ПРОСКУРИНА , определить несомненных лидеров рынка практически невозможно: «В Ростове отсутствует однозначный лидер на рынке, крупные фирмы в нашем городе насчитывают не более 20 специалистов. Тогда как в других российских городах к крупной относятся фирмы со штатом в 30-50 человек. Ростовскому рынку присуща четкая сегментация, и выявить своего лидера значительно легче в каждом отдельном сегменте. К примеру, в сегменте регистрации компаний я бы выделил юридическую компанию «Ваш консультант», в сегменте корпоративного права и арбитража лидерами назову «Эберг, Степанов и партнеры» и «Национальное агентство корпоративного консалтинга», а в сфере налогового права ведущий игрок — группа «Гудвилл». Однако все это достаточно условно».
Емкость рынка в денежном выражении специалисты оценивают примерно в 100-300 млн руб. Однако эксперты добавляют, что это только приблизительная цифра. «Рынок закрыт для распространения такой информации. Клиенты не желают распространять сведения об оказанных им услугах, особенно связанных с судебными спорами, с закрытыми сделками» — поясняет Игорь Степанов. Кроме того, эксперты говорят, что крайне затруднительно посчитать, сколько зарабатывает на юридических услугах та или иная фирма: понятие «средняя стоимость услуг» на рынке очень размыто. «Расходы клиента зависят от очень многих факторов — уровня профессионализма фирмы, сложности дела, временных затрат на него, — говорит ОЛЕГ ДАНИЛИН , управляющий партнер фирмы «Мозговой штурм». — В разных фирмах с разной репутацией стоимость одной и той же услуги может различаться в разы. Я считаю, что ростовский юридический рынок постепенно приходит к системе почасовой оплаты работы юриста, как это принято на Западе и в столице».
Эксперты отмечают, что в последние два года рынок растет динамично, в основном, за счет увеличения количества практикующих специалистов, не имеющих собственных компаний и оказывающих услуги по доверенности своих клиентов. Эту тенденцию эксперты объясняют тем, что входной билет на рынок юридических услуг стоит не более $10 тыс., а частнопрактикующий адвокат с «домашним офисом» может войти на рынок и вовсе без ощутимых затрат.
Директор фирмы «Ваш консультант» ВЛАДИМИР ВАКАЛО называет еще один фактор, влияющий на рост рынка: «Сотрудники нашей фирмы уже дважды отделялись и открывали собственные. Более того, одна из этих фирм тоже уже успела разделиться. Это естественный процесс: бывшие сотрудники увели с собой часть клиентов, с которыми у них уже сложились профессиональные отношения».
По мнению Олега Проскурина, сейчас в Ростове наблюдается тенденция формирования «брендовых» игроков. Например, учредители фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» создали уже закрепившийся на рынке бренд из собственных имен. По мнению других собеседников «ДК», название юридической приемной Nota Bene также стало брендом. Как говорит г-н Проскурин, в Ростове отслеживается общероссийская тенденция на рынке юридических услуг к выстраиванию маркетинговой политики, четкому позиционированию себя на рынке.
Отмечая высокий спрос на юридические услуги в донской столице, эксперты говорят, что он продолжает расти. «Работы хватает на всех, но без хотя бы минимальной известности или принадлежности к утвердившейся на рынке организации завоевать клиентов новичку не удастся. Для успешной деятельности юридической фирмы или адвоката важное значение имеет репутация: значительное число клиентов приходит именно по рекомендациям, ориен- тируясь на сложившееся о фирме мнение» — убежден Олег Данилин.
Практически все фирмы стараются работать, в основном, с юридическими лицами, интересы физических лиц с частными вопросами (земельные споры, имущественные, оформление прав наследования и тому подобное) обслуживают, как правило, адвокатские образования по месту жительства и юристы-частники, считают эксперты.
Юристы подстраиваются под потребности ключевых клиентов
Основной тенденцией, развивающейся на рынке юридических услуг в последние два года, эксперты называют усиление специализации игроков на том или ином сегменте рынка. При этом ростовские компании, осваивая определенные ниши, редко делают это на основе маркетингового анализа рыночной ситуации: основным мотивом зачастую становится спрос со стороны ключевых заказчиков и клиентов. «Есть прецеденты, когда юристы становились асами в той или иной правовой сфере именно потому, что таковы были потребности клиента. Например, «Эберг, Степанов и партнеры» стали специалистами по морскому праву, поскольку обслуживали интересы морского порта» — рассказывает г-н Вакало.
Как утверждают эксперты, к числу наиболее востребованных сегодня относятся фирмы, занимающиеся вопросами корпоративного права. Директор юридической фирмы «Корпоративный консультант» АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ говорит, что законодательство, касающееся деятельности коммерческих организаций, меняется достаточно быстро, и зачастую собственные юристы фирмы просто не успевают уследить за последними изменениями: «У предприятия могут возникнуть права или обязанности, о которых владельцы бизнеса даже не имеют представления. В таких случаях они обращаются к сторонним юридическим фирмам. После того, как вносятся поправки в закон, некоторое время наблюдается затишье. А потом к нам начинают идти клиенты, желающие разобраться, как эти поправки адаптировать к своей повседневной деятельности».
С этим обстоятельством связана и тенденция укрепления взаимодействия между юридическими отделами компаний и сторонними юридическими фирмами. Как говорят эксперты, к консультантам со стороны компании обращаются, в основном, тогда, когда требуется помощь в узкоспециализированных вопросах, к примеру, таких, как тонкости взаимоотношений членов совета директоров. Кроме того, случается, что компании требуются услуги юриста высшего уровня, подобного которому в штате нет.
«Появляются новые виды бизнеса, направления экономики, которые требуют юридического обслуживания, — добавляет руководитель юридической фирмы «Паритет» МИХАИЛ СИДЯГИН . — В связи с этим на юридическом рынке возникают новые виды услуг: это один из путей, по которому рынок развивается. Например, с началом массового кредитования, в спектре услуг юридических компаний появилось кредитное консультирование».
Рынок юридических услуг кооперируется с аудитом и консалтингом
Участники рынка говорят, что их услуги все чаще оказываются сопряженными с другими видами консультирования. В перечне услуг юридических фирм значатся аудит, бухгалтерское и налоговое консультирование, оценочная деятельность. С другой стороны, юридические услуги начали оказывать аудиторские, риэлторские и рекрутинговые компании.
«На мой взгляд, логично ожидать постепенного перехода к термину «юридический консалтинг», подразумевая под этим юридические услуги в бизнес-сфере, — рассуждает Олег Проскурин. — В свою очередь, юридический консалтинг становится частью общего бизнес-консультирования. В рамках этой тенденции мы, к примеру, позиционируем себя как группа правого бизнес-консалтинга».
Развитие комплексного обслуживания заказчика в Ростове, по мнению собеседников «ДК», связано с еще одной тенденцией: лидеры рынка предпочитают работать с крупными заказчиками, число которых стремительно растет. «В регион приходит все большее число крупных инвесторов. Формируются новые экономические зоны — Батайская, Новоалександровская, будет строиться универсальный порт. Естественно, это привлечет сюда представителей разных бизнесов из Москвы и из-за рубежа. Среди ростовских юридических фирм они будут искать партнеров, которые смогут предложить весь комплекс услуг на столичном уровне» — уверен г-н Степанов.
По мнению Олега Проскурина, еще одним отличием Ростова, например, от Самары или Екатеринбурга, является отсутствие профессионального объединения юристов в форме некоммерческого партнерства, где можно было бы делиться опытом, лоббировать общие интересы или влиять на недобросовестных игроков. «У адвокатов есть Адвокатская Палата, и, по большому счету, этого достаточно. Для адвокатуры это актуально, поскольку они чаще занимаются уголовным правом и нуждаются в дополнительных гарантиях своих прав, например, на защиту адвокатской тайны. Для тех, кто ведет гражданские дела, это не столь актуально» — считает Игорь Степанов. Однако Владимир Вакало придерживается другого мнения: «Общаясь с коллегами, мы все чаще возвращаемся к мысли, что нам всем необходима профессиональная организация. Ситуации бывают разные, иногда было бы полезно, чтобы интересы юридических фирм могло бы отстаивать в случае необходимости реально существующее объединение». Его поддерживают и другие эксперты, считающие, что такая организация в скором времени в Ростове все же появится.
Экспансии иногородних юридических компаний ростовские юристы не боятся. Олег Проскурин: «Дело в том, что иностранные юридические фирмы вряд ли самостоятельно будут выходить в Ростов. Скорее всего, они придут как подразделения аудиторских и консалтинговых корпораций. И наиболее рациональным и очевидным, по моему мнению, является вариант партнерства с местными игроками».
детали
Основные тенденции развития рынка юридических услуг
Рост спроса на высококвалифицированные услуги и увеличение стоимости юридических услуг.
Укрупнение игроков рынка за счет объединения компаний.
Активное использование аутсорсинга и партнерских субподрядных отношений между юридическими службами.
Увеличение филиальной региональной сети московских и международных юридических компаний.
Повышение уровня конфиденциальности полученной от клиентов информации страхование ответственности, сертификация, внедрение систем менеджмента качества.
В целом, развитие маркетинга юридических фирм: разработка брендов, переход к более четкому позиционированию, управлению заказами.
Уделение внимания человеческим ресурсам: разработка системы найма и удержания, обучения и продвижения персонала, выращивание партнеров.
Источник: «ДК»
Автор: Янина Чевеля, Олег Китаев.
№ 26 (61) от 12 ноября 2007