Рынок консалтинговых услуг в Ростове растет в русле общероссийских темпов. Однако по качеству оказания услуг местные консультанты пока значительно уступают своим столичным коллегам. Постепенно бизнес-консультанты становятся востребованными не только крупными компаниями, стремящимися выйти на мировой рынок, но и представителями малого и среднего бизнеса. Более быстрое развитие рынка пока тормозит его разобщенность и нехватка консультантов-профессионалов.
эксперты
Вячеслав Богуславский
управляющий партнер компании «Ключевой фактор»
Татьяна Бурмистенко
генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг»
Антон Иванов
директор по развитию АКГ «Гудвилл»
Гарник Кочарян
консультант-партнер компании «Ключевой фактор»
Олег Проскурин
председатель совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI ЭКСПЕРТ»
Инна Ракитина
директор компании «Максима»
Почему на ростовском рынке мало крупных консалтинговых компаний? Что сдерживает развитие управленческого консалтинга в Ростове? Зачем консалтинговым компаниям усложнять свои услуги?
Эксперты отмечают, что ростовский рынок консалтинговых услуг всерьез начал развиваться лишь 2-3 года назад и сегодня демонстрирует средние для российского рынка темпы роста. До недавнего времени многие ростовские компании указывали консалтинг в спектре своих услуг для «галочки». Другие и вовсе под консалтинговой деятельностью скрывали серые схемы оптимизации налогообложения.
Крупные проекты достаются московским игрокам
По данным агентства DISCOVERY Research Group за 2007 год, на отечественном рынке консалтинговых услуг работает около 3 тыс. игроков. Совокупная выручка крупнейших консалтинговых компаний России в 2006 г. выросла на 40% по сравнению с 2005 г. и приблизилась к 50 млрд руб. Объем национального рынка консалтинговых услуг вырос до $1,9 млрд (в 2005 г. – $1-1,3 млрд). Такие же высокие темпы роста эксперты отмечают и на ростовском рынке консалтинга. По оценке директора по развитию АКГ «Гудвилл» АНТОНА ИВАНОВА , за последние 2-3 года он ежегодно увеличивается примерно на 30-50%, в зависимости от сектора консалтинга. Емкость местного рынка аудиторского и налогового консалтинга составляет сегодня, по приблизительным данным, 400 млн рублей в год», – отмечает г-н Иванов. По его оценке, количество компаний, оказывающих услуги в сфере налогового и аудиторского консалтинга, достигает 150.
Лидерами рынка в сфере налогового, бухгалтерского консалтинга и аудита эксперты называют MauerGroup, «Гудвилл» и «Бизнес-консалт». В остальных видах консалтинга мнения о лидерах весьма неоднородны.
Оценивать емкость рынка и общее количество его игроков в целом эксперты не берутся, ссылаясь на его «размытость». В первую очередь, это связано с малочисленностью специализированных консалтинговых компаний. Множество фирм из различных сфер бизнеса открывают у себя подразделения по оказанию консалтинговых услуг, причем часто доля этого направления в их обороте не превышает и 10%.
«Очень много компаний, работая в своих сферах бизнеса, оказывают попутно консалтинговые услуги. Например, фирма занимается регистрацией предприятий или выполняет подобные, во многом технические, задачи и при этом называет такую деятельность консалтинговой», – отмечает генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг» ТАТЬЯНА БУРМИСТЕНКО . По наблюдениям экспертов, сегодня кадровый консалтинг зачастую предлагают рекрутинговые агентства, финансово-управленческим консалтингом занимаются аудиторские, тренинговые и юридические компании, а, например, за оценочные операции часто берутся не только сами оценщики, но и банки со страховыми компаниями.
Оценить консалтинговый рынок в денежном выражении экспертам мешает активный приход в последние годы на ростовский рынок федеральных и международных игроков, присутствие которых пока «незримо»: они не открывают своих представительств и филиалов в Ростове, предпочитая работать с местными консалтинговыми компаниями-партнерами или напрямую с клиентами. Многие крупные ростовские компании предпочитают приглашать консультантов из Москвы. «Большинство крупных проектов, как правило, выполняют иностранные компании и «федералы», – отмечает Антон Иванов. – Например, та же «Глория Джинс» уже давно привлекает иностранных экспертов. Они работают в штате компании, подписывая контракты на несколько лет. Задачи таких консультантов – внедрение элементов управленческо-финансового процесса, автоматизация информационной системы ERP. Продолжительность таких проектов достаточно длительна, а стоимость этих проектов заранее определена и разбита на несколько лет».
Затрудняет финансовую оценку рынка и деятельность консультантов-«одиночек», которые зачатую оказывают консалтинговые услуги компаниям-клиентам даже без образования юридического лица. Нет на рынке и профессиональных объединений, которые бы могли вести какую-либо статистику. Председатель совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI ЭКСПЕРТ» ОЛЕГ ПРОСКУРИН отмечает: «На Западе и в крупных регионах России регулирование происходит за счет деятельности профессиональных ассоциаций. В Ростове до сих пор нет каких-то профорганизаций, позволяющих осуществлять саморегулирование деятельности консалтеров».
Эксперты предполагают, что появление саморегулируемых организаций, которое может произойти через несколько лет, будет способствовать вытеснению с рынка небольших игроков: это объясняется довольно большим финансовым порогом вступления в подобное объединение.
Клиенты становятся квалифицированнее
Эксперты отмечают, что наиболее активно последние 2-3 года растет спрос на услуги консалтинга в сфере управления и организации бизнес-процессов. Эксперты связывают этот рост с динамикой развития экономики в целом и ростовских компаний в частности. По словам Олега Проскурина, повышение спроса также вызвано увеличением активности в сфере банковского кредитования, брокерских услуг и т.п. «Предприятия в большинстве сфер экономики достигли того уровня, когда просто ценовая конкуренция или принцип «задавить массой» уже не работает, – считает Татьяна Бурмистенко. – На высококонкурентных рынках компании осознают необходимость в современных рыночных механизмах и привлечении профессионалов со стороны».
Все реже консультанты сталкиваются с тем, что их услуги воспринимаются как «модная, но непонятная игрушка». Как считает управляющий партнер компании «Ключевой фактор» вячеслав богуславский , растет культура потребления консалтинговых услуг: «Консультантам все реже приходится объяснять, чем может помочь бизнесу консультант по управлению, и какие выгоды может принести его взаимодействие с компанией. Собственники хорошо понимают, что управление бизнесом – профессиональный вид деятельности и помочь его эффективной «отладке» могут специалисты именно в этой области». Эксперты отмечают, что все чаще за управленческим консалтингом начинают обращаться предприятия малого и среднего бизнеса.
Практически все опрошенные игроки рынка отмечают, что увеличивается избирательность клиентов, а их запросы становятся еще и более квалифицированными и глубокими. Как отмечает Татьяна Бурмистенко, клиенты сегодня умеют определить задачи и зачастую даже способны сами правильно диагностировать свою проблему. Кроме того, по словам директора компании «Максима» ИННЫ РАКИТИНОЙ , в последнее время заказчики все чаще ставят условие: консультант не просто должен предлагать решение проблем, но и нести ответственность за свои рекомендации. Как считают эксперты, это желание вполне оправданно: на этапе формирования рынка непрофессиональные консультанты успели подмочить репутацию этой сфере бизнес-услуг в Ростове. Кроме того, сейчас, по утверждению экспертов, многие до сих пор работают с давно известными и устаревшими технологиями, в лучшем случае подгоняя их под нужны конкретной компании-клиента. По мнению собеседников «ДК», это консалтинг не развития, а скорее функционирования.
На рынке дефицит профессионалов
По мнению экспертов, сегодня, для того чтобы стать игроком рынка консалтинговых услуг, можно обойтись и без первоначальных вложений. «Главные инвестиции – это собственные знания, – делится Татьяна Бурмистенко. – Есть консультанты, которые даже ИП не открывают. Например, у человека есть образование и опыт работы в крупных и не крупных компаниях за плечами, и он, сидя дома за компьютером, профессионально консультирует предприятия. Таких немного, но они на ростовском рынке есть».
Большинство консалтинговых компаний в Ростове создаются самими консультантами. По словам Инны Ракитиной, как правило, это 1-2 профессионала в сфере консалтинга, которые образуют вокруг себя костяк специалистов и самостоятельно их обучают. «Местные компании можно разделить на 2 блока. Первый – это компании численностью от трех до десяти человек. Как правило, они образованы 2-3 профессионалами и оказывают консалтинговые услуги начального уровня. Второй блок – это достаточно крупные местные компании, которые состоят от 25 человек и выше. Их немного в городе, и их штат уже позволяет оказывать серьезные услуги, например, в области управления», – делится наблюдениями Антон Иванов.
Татьяна Бурмистенко: «Проблема кадров очень актуальна. Профессиональных консультантов приходится искать днем с огнем или выращивать самим». Дефицит кадров тормозит рост рынка и развитие узкоспециализированных компаний. По словам консультант-партнера компании «Ключевой фактор» ГАРНИКА КОЧАРЯНА , при достаточно высоком потенциальном спросе на управленческий консалтинг компаний, которые бы специализировались только в этой области, не так много: «Узкоспециализированных консалтинговых компаний, которые бы занимались только управленческим консультированием, на рынке гораздо меньше, чем остальных. С одной стороны, не так много самих управленческих консультантов: управленческое консультирование достаточно сложный и специфичный вид консалтинга. Да и готовят их пока только в Школе консультантов по управлению в Академии народного хозяйства при правительстве России. Поэтому профессиональных управленческих консультантов гораздо меньше, чем, например, бизнес-тренеров. Причем не только в Ростове, но и в России в целом».
С г-ном Кочаряном согласен и Антон Иванов. Он считает: несмотря на то что многие заявляют в перечне своих услуг управленческий консалтинг, в этом сегменте сегодня реально работают не более 3-5 крупных компаний. По его мнению, это также связано с недостатком профессионалов. По оценке Гарника Кочаряна, ежегодно на российском рынке труда появляется не больше 30-40 управленческих консультантов, получивших профильное образование.
Большинство консалтинговых компаний не считают необходимым тратить средства на свое продвижение. Основными средствами привлечения новых клиентов у ростовских консультантов остаются рекомендации постоянных клиентов, «сарафанное радио», размещение информации о своих услугах на собственных сайтах и материалы с экспертными комментариями в деловой прессе. От прямой рекламы, утверждают игроки рынка, эффекта не будет: в Ростове для консультантов куда более полезны рекомендации.
Присутствие «федералов» усилится
«Консалтинговые услуги в последнее 2 года все более усложняются, как и сам бизнес», – считает Антон Иванов. По его словам, переход на более качественный уровень оказания услуг связан с медленным, но верным увеличением количества профессионалов, работающих на рынке. По мнению г-на Иванова проблема сегодняшнего дефицита кадров будет решаться в ближайшие годы за счет сотрудничества ростовских компаний с крупными федеральными и международными консалтинговыми группами. «У местных игроков при таком партнерстве будет возможность обучаться у международных компаний. Выполняя подрядные работы, получать практический опыт и расширять спектр своих профессиональных инструментов. Например, у нас в большинстве случаев заказчик, инвестировав в проекты в Ростовской области, прибегает к помощи иностранных компаний, а ростовские – работают на подряде, выполняя на местном рынке определенную часть работ». Пока же дефицит кадров является основным сдерживающим фактором для роста рынка кадровых услуг.
Олег Проскурин предполагает, что в ближайшие годы ростовский рынок консалтинговых услуг будет развиваться по пути укрупнения, а также кооперации и сотрудничества компаний. По мнению г-на Проскурина, появление крупных лидеров на рынке будет способствовать саморегулированию консалтинговых компаний: в Ростове появятся профессиональные объединения.
Эксперты прогнозируют, что присутствие на рынке федеральных и международных компаний усилится по мере развития бизнеса в Ростовской области, увеличения спроса и платежеспособности местных бизнесменов. «Пока что единицы представителей бизнеса могут себе позволить услуги крупных международных компаний, – отмечает Гарник Кочарян. – Обращаться к иностранным специалистам целесообразно в том случае, если компания выходит на международный рынок и ей необходимо получить, например, сертификацию – тогда лучше, если это сделает компания, которая этим постоянно занимается».
По мнению Инны Ракитиной, будущее – за оказанием проектных работ на рынке. С ней согласны опрошенные эксперты, которые тоже в последнее время стремятся к комплексному обслуживаю клиентов, внедряя свои рекомендации совместно с руководством компании. «На западе в режиме проектного консалтинга работают не только консалтинговые компании. Это сейчас наиболее распространенный режим работы», – делится Инна Ракитина. Подобные услуги занимают продолжительное время, требуют больших ресурсных затрат и стоят в десятки раз дороже, чем классические услуги консалтеров, однако намного эффективнее последних. Но эксперты отмечают, что спрос и платежеспособность неуклонно растут, следовательно рынок продолжит развитие.
Автор: Вера Короченская. verakor@dkrostov.apress.ru
№ 19 (54) от 24 сентября 2007