Рынок юридических услуг на юге России находится всё ещё в стадии формирования, несмотря на то, что отдельные его продукты существуют уже длительное время. Развитие этого рынка существенно притормозил кризис, но подготовка к Олимпиаде и внимание властей к развитию территорий Северного Кавказа обеспечивают ему существенную поддержку.
Локальная защита
В отличие от ряда других рынков, ценность репутации и рекомендаций играют на рынке юридических услуг особую роль. Репутация, как известно, актуальна в том месте, где работает компания, то есть сила действия этого фактора имеет определённые географические границы. С одной стороны, репутация является конкурентным преимуществом в соревновании местных игроков, с другой - лишь отчасти защищает на локальном рынке от внешних вторжений. При борьбе за обслуживание инорегиональных компаний, выходящих на местные рынки, или за местные компании, выходящие на федеральные или международные рынки, ситуация иная. В первом случае потенциальные клиенты предпочитают работать с уже известными им юркомпаниями, ранее сопровождавшими их деятельность. Во втором случае - с юркомпаниями, имеющими статус и вес на международном уровне. «Защитная функция данных особенностей рынка юридических услуг носит ограниченный характер, - рассуждает о роли репутации и рекомендаций директор ООО "ФИРМА «ЮРКОМ»" Сергей Аношкин. - С одной стороны, особые доверительные отношения между юристом и клиентом, а также знание юристами местной специфики способствуют лояльности клиентов. С другой стороны, особая значимость отдельных судебных споров заведомо предполагает соответствующий уровень юридической компании, способной на равных бороться с федеральными игроками. Кроме того, в ряде споров именно иногородность юриста рассматривается как преимущество (б?льшая свобода поведения в суде, независимость от местных властей, отсутствие связей с процессуальным противником, неангажированность, конфиденциальность и тому подобное)».
Пути ценообразования
Вариативность форм ценообразования на рынке юридических услуг обусловлена его структурой. Здесь можно встретить как жёстко фиксированные цены на определённые виды услуг (например, услуги по регистрации юрлиц, внесению изменений в уставные документы и т. п.), так и категории контрактов, где стоимость ограничена предельным параметром, за границу которого исполнитель обязуется не выходить.
«Цена услуг образуется исходя из нескольких принципов: фиксированного, почасового либо выплачивается гонорар успеха (сдельно-премиальный принцип), - поясняет управляющий партнёр юридической фирмы "JBI Эксперт" Олег Проскурин. - Если раньше почасовка доминировала, в том числе на мировом рынке в целом, то сейчас имеет место тенденция к сокращению использования данной формы оплаты: чем дальше в регионы, тем меньше почасовки. Что же до местных особенностей, то рынок юридических услуг юга России в этом смысле не в числе самых первых среди регионов. Наличие большого удельного веса частнопрактикующих юристов и адвокатов не позволяет сделать вывод о применяемых системах и размерах гонораров. Предположу, что в общей массе услуг на юге России почасовки не больше 5 процентов. Другие применяемые формы оплаты находятся в зависимости от вида работ. Так, в судебной работе часто используют фиксированный гонорар по каждой инстанции с фиксированной или выраженной в процентах премией успеха, то есть суммой от выигранного дела после каждой инстанции либо по вступлению в силу судебного акта».
Крупные игроки международного уровня предпочитают в контрактах (например, по сопровождению международных проектов) указывать лишь предельную сумму вознаграждения. Как правило, в подобных сферах взаимодействие между клиентом и юркомпанией измеряется месяцами или годами начиная с подписания соглашения о конфиденциальности, а счёт на оплату выставляется исполнителем ежемесячно в размере фактически оказанных услуг, определяемых как стоимость часа работы юриста соответствующего уровня, умноженная на фактически отработанное им время.
Юрпрогноз
Период активного развития деятельности крупных иностранных компаний на юге России ещё впереди. Безусловно, внимание к региональному рынку существенно повысила подготовка к Олимпийским играм в Сочи. Так, Юрий Пустовит (адвокатское бюро «Юг», Краснодар) прогнозирует вхождение на рынок юга России нового сильного игрока - международной или московской юридической фирмы, вероятнее всего - на базе кого-то из лидеров местного рынка, а также объединение нескольких региональных юридических фирм из первого десятка в одну. Михаил Сафаров («Вегас-Лекс») считает, что через два или три года в наиболее развитых субъектах ЮФО рынок поделят два-три местных лидирующих игрока, которые будут снимать «сливки» как по качественному уровню проектов, так и по финансовому. Юрий Березин (ООО «Центр правового обслуживания», Ставрополь) основной тенденцией видит усиление роли юридических фирм и ослабление частнопрактикующих юристов и адвокатов в арбитраже. Отдельным трендом, вызванным кризисом, становится ориентация игроков рынка на два противоположных направления: специализацию и универсализацию. Одни юркомпании видят в узкой специализации перспективы своего развития в будущем - другие, напротив, расширяют виды своей деятельности для комплексного обслуживания клиентов с той же целью формирования конкурентных преимуществ бизнеса.
Полный текст статьи Вы можете прочитать в журнале "Эксперт Юг" № 27-29 (116-118) от 19 июля 2010