22 октября прошло первое чтение проекта ФЗ № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, Госдумой были одобрены комплексные налоговые поправки НК РФ.
Итогом чтения стало сохранение изменений до 1 чтения, таких как:
- увеличение основной ставки НДС с 20% до 22%, расчётной ставки с 16,67% до 18,03%;
- снижение лимита доходов для перехода упрощенцев на НДС с 60 млн. руб. до 10 млн. руб.;
- сохранение пониженной ставки НДС 10% на социально значимые товары (продукты, лекарства, товары для детей);
- отсутствие изменений в условиях специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
- нулевая ставка по налогу на прибыль для IT-организаций сохраняется, но для них повышаются тарифы страховых взносов;
- введение ставки НДФЛ 30% и ограничение налоговых льгот для физических лиц-иностранных агентов;
- продление до 2030 года ограничения на зачёт убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (не более 50% налоговой базы текущего периода);
- ставка 0% для организаций, осуществляющих деятельность в области IT, не будет подлежать применению, если они имеют статус участника проекта «Сколково»;
- снижение лимита доходов для применения ПСН с 60 млн. руб. до 10 млн. руб.;
- исключение из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, торговой деятельности в стационарных торговых объектах и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
- введение обязанности для коммерческих организаций исчислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже данной величины и др.
Что Комитет планирует рассмотреть во втором чтении?
В связи с недостаточным количеством времени для подготовки и адаптации бизнеса к новым правилам налогообложения при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть возможность:
1) установления более плавного поэтапного перехода реализации проектируемых норм в части:
- изменения пороговых значений доходов, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, а налогоплательщики, применяющие ПСН, теряют право на применение указанного налогового режима;
- предстоящей отмены льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, прав на использование таких программ и баз данных.
2) сохранения возможности применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населённых пунктах;
3) сохранения действующих пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.), оказывающего услуги непосредственно населению;
4) расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при применении УСН, с учётом увеличения порогового значения доходов по УСН до 450 млн. руб. и применения налогового режима более крупными компаниями;
5) смягчения нормы п. 8 ст. 164 Налогового кодекса, запрещающей в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5% или 7% , в течение трех лет изменять применяемую ставку (т.е. перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот).
Кроме того, с учётом позитивного опыта применения в 2025 году моратория на привлечение к ответственности налогоплательщиков, применяющих УСН и впервые ставших плательщиками НДС, которые впервые допустили нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика НДС предлагается рассмотреть возможность установления аналогичной меры в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, которые также впервые станут плательщиками НДС в соответствии с новыми критериями.
Более подробно о содержании заключения по итогам 1 чтения.
1. В части НДС
Повышение ставки: увеличение основной ставки с 20% до 22%, расчётной ставки с 16,67% до 18,03%.
Лимит дохода: снижение лимита доходов для перехода упрощенцев на НДС с 60 млн. руб. до 10 млн. руб.
Отмена льгот: отмена освобождения от НДС для банков по операциям с картами и для исключительных прав на российское ПО.
Новые льготы: освобождение от НДС услуг операторов инвестиционных платформ; нулевая ставка для руды и концентратов драгметаллов, реализуемых аффинажным организациям.
Новые объекты обложения: НДС подлежит исчислению российским налогоплательщиком при сдаче в аренду майнинговой инфраструктуры.
Передача полномочий по утверждению формы счёта-фактуры ФНС России.
2. В части НДФЛ
Новые льготы: освобождение от НДФЛ возмещения ущерба от виновного лица, расходов на оформление полиса ДМС для командировок.
Расширение льгот: распространение льготы на доход от продажи жилья для улучшения условий на семьи с недееспособными детьми и новорожденными; включение ценных бумаг в перечень имущества, освобождаемого от налога при дарении между близкими родственниками.
Особые ставки и ограничения: введение ставки НДФЛ 30% и ограничение налоговых льгот для физических лиц-иностранных агентов.
3. В части НПО
Уточнение: к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости безвозмездно переданного некоммерческим организациям имущества в качестве пожертвования.
Продление ограничений: продление до 2030 года ограничения на зачёт убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (не более 50% налоговой базы текущего периода).
Сколково: налоговая ставка 0% для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не будет подлежать применению организациями, имеющими статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Имплементация Pillar 2: устанавливается порядок уплаты налога на прибыль организаций - российских участников международных групп компаний, в размере необходимом для достижения минимального уровня налогообложения не ниже 15%.
Ограничения для иностранных агентов: введение ограничений на использование налоговых преференций организациями-иностранными агентами,в которых указанные организации владеют прямо или косвенно долями участия в уставном капитале в размере 10% и более.
Уточнение вычетов: уточнение параметров инвестиционного и федерального инвестиционного налоговых вычетов.
4. В рамках специальных налоговых режимов
- Предусматривается совершенствование механизма поэтапного перехода налогоплательщиков, применяющих УСН, на общий режим налогообложения; расширение комплекса мер по пресечению возможностей ухода от уплаты налогов, в том числе посредством дробления бизнеса.
- В целях снижения нагрузки на налогоплательщиков уточняются переходные положения в части учёта в составе расходов НПО стоимости товаров, приобретённых и оплаченных не ранее чем за 3 года, предшествующих году перехода с ЕСХН или УСН, но реализованных после перехода на общую систему налогообложения.
- Уточняются положения о возможности применения УСН адвокатами в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с адвокатской деятельностью.
- Снижение лимита доходов для применения ПСН с 60 млн до 10 млн руб.
- Исключение из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, торговой деятельности в стационарных торговых объектах и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
- Условия налогообложения, предусмотренные специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход» - остаются неизменными.
Новые льготы: введение льгот по транспортному и земельному налогам для ветеранов боевых действий, участников СВО и их семей.
Упрощение для физлиц: расчёт земельного налога, налога на имущество физлиц и транспортного налога для организаций налоговыми органами по аналогии с физлицами (на основании уведомления).
Уточнение базы: изменение порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физлиц для долей в объектах незавершённого строительства многоквартирных домов.
Изменения предусматривают, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта незавершённого строительства (многоквартирный дом) определяется не как кадастровая стоимость всего объекта незавершённого строительства, а только как доля кадастровой стоимости, пропорциональная площади помещений, исходя из которой определена доля налогоплательщика в праве общей долевой собственности на такой объект незавершённого строительства (т.е. кадастровая стоимость без учёта стоимости нежилых помещений и общего имущества дома).
6. Страховые взносы
1) Повышение льготного тарифа страховых взносов для IT-организаций в пределах облагаемой базы с 7,6% до 15% (при сохранении текущего льготного тарифа сверх предельной облагаемой базы - 7,6%).
2) Освобождение от взносов выплат работникам, участвующим в СВО.
3) Введение обязанности для коммерческих организаций исчислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже данной величины.
4) Переход от общих пониженных тарифов для МСП к отраслевым льготам.
При подготовке законопроекта ко второму чтению уточнить категории МСП, для которых будет сохраняться единый пониженный тариф с 2026 года, с учётом норм, которые законопроектом не корректируются.
В связи с недостаточным количеством времени для подготовки и адаптации бизнеса к новым правилам налогообложения, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть возможность:
1) установления более плавного поэтапного перехода реализации проектируемых норм в части:
- изменения пороговых значений доходов, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, а налогоплательщики, применяющие ПСН, теряют право на применение указанного налогового режима;
- предстоящей отмены льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, прав на использование таких программ и баз данных;
2) сохранения возможности применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах;
3) сохранения действующих пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.), оказывающего услуги непосредственно населению;
4) расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при применении УСН, с учётом увеличения порогового значения доходов по УСН до 450 млн. руб. и применения налогового режима более крупными компаниями;
5) смягчения нормы п. 8 ст. 164 Налогового кодекса, запрещающей в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5% или 7%, в течение трёх лет изменять применяемую ставку (т.е. перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот).
Кроме того, с учётом позитивного опыта применения в 2025 году моратория на привлечение к ответственности налогоплательщиков, применяющих УСН и впервые ставших плательщиками НДС, которые впервые допустили нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, предлагается рассмотреть возможность установления аналогичной меры в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, которые также впервые станут плательщиками НДС в соответствии с новыми критериями.
Автор:
Сон Анна Сергеевна, старший юрист JBI Group

