О порядке расчёта. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчётности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.
Среднеотраслевая нагрузка рассчитывается с учетом НДФЛ (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). В отношении НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком как налоговым агентом, существует неопределённость: рассчитывается ли нагрузка с учётом «агентского» НДФЛ, или без него, в разъяснениях ФНС не указано. Рекомендуем не учитывать НДФЛ, уплаченный в качестве агента, поскольку, в сущности, это налог работника, который работодатель просто удерживает из его доходов и перечисляет в бюджет (ст. 24 НК РФ).
В состав расчёта налоговой нагрузки не включаются:
- суммы НДС и акцизов (Письмо ФНС России от 29.06.2018 г. № БА-4-1/12589@);
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и таможенные пошлины (Письмо Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208);
- страховые взносы.
Приведём показатели налоговой нагрузки по нескольким отраслям экономики за 2024 год (уровень среднеотраслевой нагрузки по уплате страховых взносов (СВ) выделен отдельно):
Вид экономической деятельности |
Налоговая нагрузка % |
Нагрузка по СВ % |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 10,6 | 6,1 |
Производство пищевых продуктов, напитков | 17,3 | 2,0 |
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,6 | 0,7 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 5,5 | 2,8 |
Деятельность в области информации и связи | 15,4 | 4,4 |
Строительство | 14,4 | 5,0 |
Отклонение налоговой нагрузки организации от среднеотраслевого значения само по себе не является достаточным основанием для доначисления налогов.
Вместе с тем, если показатель налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика ниже, чем показатель по отрасли, который определён ФНС, налогоплательщик попадёт в зону риска и может быть включён в план ВНП (Приложения №1 и №3 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённой Приказом от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333@).
Статья подготовлена старшим юристом JBI Group Сон Анной Сергеевной
При участии младшего юриста JBI Group Кабаций Евгении Владимировны
